О стиле «военных» квартетов Мечислава Вайнберга
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена струнным квартетам Мечислава Вайнберга – крупнейшего отечественного композитора XX столетия, чья судьба и творчество в последнее время находятся в зоне пристального внимания широкой музыкальной общественности не только в России, но и за рубежом. Третий, Четвёртый и Пятый квартеты, созданные в годы Великой Отечественной войны, автор представляет в виде квартетной трилогии – камерно-инструментальной летописи военных лет. В ней сквозь призму субъективной лирики художника, лично столкнувшегося с ужасами войны, воплощается трагическое начало действительности. Подчёркивается преемственность художественных концепций трёх опусов, определяется роль каждого из них в единой драматургической линии циклов, выявляется комплекс средств инструментальной выразительности. Отмечается, что лирико-драматический Третий квартет выступает своего рода преамбулой к остроконфликтному Четвёртому квартету, вошедшему в число наиболее драматичных сочинений М. Вайнберга. Пятый квартет с отсутствием в нём ярко выраженных контрастов, преобладанием сдержанных движений и приглушённых тембров трактуется лирико-философским эпилогом квартетной трилогии. Особое внимание уделяется анализу специфики широкого спектра технических и выразительных возможностей смычкового ансамбля.
Резюмируется, что в квартетах Вайнберга, написанных в военные годы, характерные черты квартетного стиля композитора преломляются сквозь призму специфики их образно-художественного содержания. Объединение каждого цикла путём непрерывного звучания отдельных частей, главенство лирической образной сферы, жанровая природа тематизма, а также разностороннее освоение технических и выразительных ресурсов струнного ансамбля в комплексе способствовали глубоко индивидуальному воплощению военной тематики.
Ключевые слова: Мечислав Вайнберг, струнный квартет, смычковый ансамбль, квартетное творчество, композитор XX века.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.