О стиле «военных» квартетов Мечислава Вайнберга

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Наталья Л. Сокольвяк

Аннотация

Статья посвящена струнным квартетам Мечислава Вайнберга – крупнейшего отечественного композитора XX столетия, чья судьба и творчество в последнее время находятся в зоне пристального внимания широкой музыкальной общественности не только в России, но и за рубежом. Третий, Четвёртый и Пятый квартеты, созданные в годы Великой Отечественной войны, автор представляет в виде квартетной трилогии – камерно-инструментальной летописи военных лет. В ней сквозь призму субъективной лирики художника, лично столкнувшегося с ужасами войны, воплощается трагическое начало действительности. Подчёркивается преемственность художественных концепций трёх опусов, определяется роль каждого из них в единой драматургической линии циклов, выявляется комплекс средств инструментальной выразительности. Отмечается, что лирико-драматический Третий квартет выступает своего рода преамбулой к остроконфликтному Четвёртому квартету, вошедшему в число наиболее драматичных сочинений М. Вайнберга. Пятый квартет с отсутствием в нём ярко выраженных контрастов, преобладанием сдержанных движений и приглушённых тембров трактуется лирико-философским эпилогом квартетной трилогии. Особое внимание уделяется анализу специфики широкого спектра технических и выразительных возможностей смычкового ансамбля.
Резюмируется, что в квартетах Вайнберга, написанных в военные годы, характерные черты квартетного стиля композитора преломляются сквозь призму специфики их образно-художественного содержания. Объединение каждого цикла путём непрерывного звучания отдельных частей, главенство лирической образной сферы, жанровая природа тематизма, а также разностороннее освоение технических и выразительных ресурсов струнного ансамбля в комплексе способствовали глубоко индивидуальному воплощению военной тематики.


Ключевые слова: Мечислав Вайнберг, струнный квартет, смычковый ансамбль, квартетное творчество, композитор XX века.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Сокольвяк, Н. Л. (2023). О стиле «военных» квартетов Мечислава Вайнберга. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 52(3), 47–54. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1463
Раздел
Музыка XX–XXI веков
Биография автора

Наталья Л. Сокольвяк, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, г. Магнитогорск, Россия

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры оркестровых струнных инструментов, ректор