Об алеаторике исполнительского процесса в «Антифонах» Сергея Слонимского
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена струнному квартету Сергея Слонимского «Антифоны» – ярчайшему образцу жанра последней трети XX столетия, обладающему уникальной квартетной фоносферой. Это сочинение положило начало поискам современных отечественных композиторов в русле обновления звучания классического ансамбля, его трактовки как единого тембра с богатейшими колористическими возможностями. Оригинальная концепция опуса, заключённая в сопоставлении звучания во времени и пространстве, воплощается посредством авангардных средств музыкального языка, где существенное место отводится алеаторике. Элемент случайности является важной частью художественного замысла «Антифонов» не только на уровне создания музыкального произведения, но и на этапе его исполнительской реализации. С позиции алеаторики исполнительского процесса автором статьи рассматриваются различные параметры музыкального языка, которые по указанию композитора устанавливаются участниками квартета, а также те компоненты, что относятся к исполнительскому арсеналу: перемещение музыкантов по сцене, интонирование как средство художественной выразительности, организация квантовой ритмики, отдельные приёмы игры и способы звукоизвлечения. С их помощью создаются антифонные звучания квартетного ансамбля с широчайшим спектром сонорных красок и яркими колористическими эффектами, достигается впечатление живой, перманентно меняющейся музыкальной ткани и полной свободы происходящего на сцене. Автор статьи констатирует, что благодаря алеаторике исполнения, присутствующей в «Антифонах», музыканты квартета выступают своего рода соавторами сочинения, каждый раз во время игры создавая его новый вариант. Такого рода акт сотворчества композитора и исполнителей выступает подтверждением того, что музыкальное произведение – это живая материя, способная к множественности исполнительских прочтений.
Ключевые слова: Сергей Слонимский, «Антифоны», струнный квартет, алеаторика, исполнительский процесс, инструментальное исполнительство.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dolinskaya E. B. Muzykal'naya galaktika Sergeya Slonimskogo [The Musical Galaxy of Sergey Slonimsky]. St. Petersburg: Kompozitor, 2018. 360 p.
3. Kogoutek Ts. Aleatorika i muzyka tembrov [Kohoutek Ctirad. The Aleatory Technique and the Music of Timbres]. Tekhnika kompozitsii v muzyke XX veka [Technique of Composition in 20th Century Music]. Moscow: Muzyka, 1976, pp. 236–254.
4. Kyuregyan T. S. Aleatorika [The Aleatory Technique]. Teoriya sovremennoy kompozitsii: ucheb. posobie [Theory of Modern Composition: Textbook]. Ed. by V. S. Tsenova. Moscow: Muzyka, 2005, pp. 412–430.
5. Pereverzeva M. V. Aleatornye formy i traditsionnye printsipy organizatsii [Aleatory Forms and Traditional Principles of Organization]. Philarmonica: International Music Journal. 2018. No. 2, pp. 1–17.
6. Sergey Slonimskiy – sobesednik [Sergei Slonimsky – Interlocutor]. Ed. by E. B. Dolinskaya. 2nd Edition, Revised and Enlarged. St. Petersburg: Kompozitor, 2015. 196 p.
7. Slonimskiy S. M. Razdum'ya o tret'em avangarde i putyakh sovremennoy muzyki (zametki kompozitora) [Reflections on the Third Avant-garde and the Paths of Modern Music (Composer Notes)]. St. Petersburg: Kompozitor, 2014. 16 p.
8. Kholopova V. N. Rossiyskaya akademicheskaya muzyka posledney treti XX – nachala XXI vekov (zhanry i stili) [Russian Academic Music of the Last Third of 20th Century and the Beginning of the 21st Century (Genres and Styles)]. Moscow, 2015. 226 p.
9. Edison Denisov i Sergey Slonimskiy: perepiska (1962–1986) [Edison Denisov and Sergei Slonimsky: Correspondence (1962 to 1986)]. Publication by E. Kuprovskaya and R. Slonimskaya. St. Petersburg: Kompozitor, 2017. 180 p.
10. Clarke D. Defining Twentieth – and Twenty-First-Century Music. Twentieth-Century Music: Cambridge University Press. Vol. 14, Issue 3, October 2017, pp. 411–462.
11. Cope D. New Directions in Music. 7th ed. Long Grove: Waveland Press, 2000. 259 p.
12. Davidson Jane W., Good James M. M. Social and Musical Coordination between Members of a String Quartet: An Exploratory Study. Psychology of Music. New York, October 2002, pp. 186–201.
13. Leong D. Experience and Meaning in Music Performance. Journal of Music Theory: Duke University Press. 2015. No. 59 (2), pp. 321–332.
14. Simms B. R. Music of the Twentieth Century: Style and Structure. New York, London: Schirmer Books, Collier Macmillan Publishers, 1986. 450 p.