Об алеаторике исполнительского процесса в «Антифонах» Сергея Слонимского

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia L. Sokolvyak

Аннотация

Статья посвящена струнному квартету Сергея Слонимского «Антифоны» – ярчайшему образцу жанра последней трети XX столетия, обладающему уникальной квартетной фоносферой. Это сочинение положило начало поискам современных отечественных композиторов в русле обновления звучания классического ансамбля, его трактовки как единого тембра с богатейшими колористическими возможностями. Оригинальная концепция опуса, заключённая в сопоставлении звучания во времени и пространстве, воплощается посредством авангардных средств музыкального языка, где существенное место отводится алеаторике. Элемент случайности является важной частью художественного замысла «Антифонов» не только на уровне создания музыкального произведения, но и на этапе его исполнительской реализации. С позиции алеаторики исполнительского процесса автором статьи рассматриваются различные параметры музыкального языка, которые по указанию композитора устанавливаются участниками квартета, а также те компоненты, что относятся к исполнительскому арсеналу: перемещение музыкантов по сцене, интонирование как средство художественной выразительности, организация квантовой ритмики, отдельные приёмы игры и способы звукоизвлечения. С их помощью создаются антифонные звучания квартетного ансамбля с широчайшим спектром сонорных красок и яркими колористическими эффектами, достигается впечатление живой, перманентно меняющейся музыкальной ткани и полной свободы происходящего на сцене. Автор статьи констатирует, что благодаря алеаторике исполнения, присутствующей в «Антифонах», музыканты квартета выступают своего рода соавторами сочинения, каждый раз во время игры создавая его новый вариант. Такого рода акт сотворчества композитора и исполнителей выступает подтверждением того, что музыкальное произведение – это живая материя, способная к множественности исполнительских прочтений.

Ключевые слова: Сергей Слонимский, «Антифоны», струнный квартет, алеаторика, исполнительский процесс, инструментальное исполнительство.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Sokolvyak, N. L. (2019). Об алеаторике исполнительского процесса в «Антифонах» Сергея Слонимского. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 139–146. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.139-146
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Natalia L. Sokolvyak, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Сокольвяк Наталья Леонидовна, ректор, кандидат искусствоведения, доцент

Библиографические ссылки

1. Al'fredu Shnitke posvyashchaetsya: k 65-letiyu so dnya rozhdeniya [Dedicated to Alfred Schnittke: Towards the 65th Anniversary of his Birth]. Comp. by V. Gorlinskiy, E. Dolinskaya, A. Kazurova. Moscow, 1999. Issue 1. 198 p.
2. Dolinskaya E. B. Muzykal'naya galaktika Sergeya Slonimskogo [The Musical Galaxy of Sergey Slonimsky]. St. Petersburg: Kompozitor, 2018. 360 p.
3. Kogoutek Ts. Aleatorika i muzyka tembrov [Kohoutek Ctirad. The Aleatory Technique and the Music of Timbres]. Tekhnika kompozitsii v muzyke XX veka [Technique of Composition in 20th Century Music]. Moscow: Muzyka, 1976, pp. 236–254.
4. Kyuregyan T. S. Aleatorika [The Aleatory Technique]. Teoriya sovremennoy kompozitsii: ucheb. posobie [Theory of Modern Composition: Textbook]. Ed. by V. S. Tsenova. Moscow: Muzyka, 2005, pp. 412–430.
5. Pereverzeva M. V. Aleatornye formy i traditsionnye printsipy organizatsii [Aleatory Forms and Traditional Principles of Organization]. Philarmonica: International Music Journal. 2018. No. 2, pp. 1–17.
6. Sergey Slonimskiy – sobesednik [Sergei Slonimsky – Interlocutor]. Ed. by E. B. Dolinskaya. 2nd Edition, Revised and Enlarged. St. Petersburg: Kompozitor, 2015. 196 p.
7. Slonimskiy S. M. Razdum'ya o tret'em avangarde i putyakh sovremennoy muzyki (zametki kompozitora) [Reflections on the Third Avant-garde and the Paths of Modern Music (Composer Notes)]. St. Petersburg: Kompozitor, 2014. 16 p.
8. Kholopova V. N. Rossiyskaya akademicheskaya muzyka posledney treti XX – nachala XXI vekov (zhanry i stili) [Russian Academic Music of the Last Third of 20th Century and the Beginning of the 21st Century (Genres and Styles)]. Moscow, 2015. 226 p.
9. Edison Denisov i Sergey Slonimskiy: perepiska (1962–1986) [Edison Denisov and Sergei Slonimsky: Correspondence (1962 to 1986)]. Publication by E. Kuprovskaya and R. Slonimskaya. St. Petersburg: Kompozitor, 2017. 180 p.
10. Clarke D. Defining Twentieth – and Twenty-First-Century Music. Twentieth-Century Music: Cambridge University Press. Vol. 14, Issue 3, October 2017, pp. 411–462.
11. Cope D. New Directions in Music. 7th ed. Long Grove: Waveland Press, 2000. 259 p.
12. Davidson Jane W., Good James M. M. Social and Musical Coordination between Members of a String Quartet: An Exploratory Study. Psychology of Music. New York, October 2002, pp. 186–201.
13. Leong D. Experience and Meaning in Music Performance. Journal of Music Theory: Duke University Press. 2015. No. 59 (2), pp. 321–332.
14. Simms B. R. Music of the Twentieth Century: Style and Structure. New York, London: Schirmer Books, Collier Macmillan Publishers, 1986. 450 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)