Элементы театральности в сочинениях для струнного квартета отечественных композиторов последней трети XX–начала XXI столетия (на примере творчества С.М. Слонимского, С.А. Губайдулиной, В.А. Екимовского и А.К. Вустина)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена проблеме привлечения элементов театральности в классический жанр инструментальной музыки – струнный квартет, который в период последней трети XX–начала XXI столетия для многих отечественных композиторов стал полем для апробации новейших средств выразительности и воплощения уникальных художественных концепций. На примере таких сочинений, как «Антифоны» С.М. Слонимского, Первый и Четвёртый квартеты
С.А. Губайдулиной, «Рождение пьесы» А.К. Вустина и «Лебединая песня» В.А. Екимовского, выявляются театральные элементы и определяется специфика их претворения.
Отмечается, что постоянное перемещение исполнителей по сцене и залу в «Антифонах» С.М. Слонимского служит достижению специфического акустического эффекта, а движение участников ансамбля в противоположных направлениях в Первом квартете С.А. Губайдулиной способствует реализации авторской идеи следования от единства к деструкции. Уникальным примером наличия оригинального комплекса театральных элементов выступил Четвёртый квартет С.А. Губайдулиной, где традиционное звучание ансамбля сочетается с аудио- и световым рядом и представляет собой инструментально-театральное действо с «многослойной» сюжетной линией.
Театральность пьес для струнного квартета «Рождение пьесы» А.К. Вустина и «Лебединая песня» В.А. Екимовского заключается в наличии сюжетно-программного начала. Для его воплощения композиторы используют как вербальный компонент – пение исполнителей одновременно с игрой на инструментах, – так и внемузыкальные средства в виде сбрасывания артистами сыгранных страниц с пульта на пол.
В заключение автор приходит к выводу, что применение элементов театральности в сочинениях для струнного квартета отечественных композиторов последней трети XX–начала XXI столетия носит комплексный характер и осуществляется в условиях абсолютной прерогативы музыкального начала, обогащает сферу средств инструментальной выразительности классического смычкового ансамбля и свидетельствует об открытости жанра индивидуальным авторским концепция
Ключевые слова: струнный квартет, инструментальный театр, элементы театральности, современная отечественная музыка.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.