Баллада Александра Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в художественном прочтении Николая Римского-Корсакова и Василия Васнецова
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются два архаических сюжета – «смерть от коня» и «раскалывание холма». Они лежат в основе «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина. Основная тема статьи – их преломление в музыкальном и художественном текстах (кантата Римского-Корсакова и цикл иллюстраций Васнецова). В названных сюжетах выделяется типичный для национально-исторической баллады мотив «победы-в-смерти» и жанрообразующая ситуация «встречи двух миров». Показано, как структурно-драматургическая организация текста подчиняется принципам балладной мифопоэтики. Обосновывается появление двойника главного героя (Кудесник – Вещий Олег), рассматривается ситуация перехода границы миров, как релевантная для воинского обряда инициации. В опоре на исследования литературоведов вскрывается ритуальный смысл «раскалывания» границы миров. Делается акцент на значимости сюжетной ситуации прощания с конём: потеря коня синонимична ритуальной смерти героя. Показана роль «симметричного» сюжетного поворота встречи с конём: обретение коня делает Олега сопричастным воинству Одина и, тем самым, возвращает потерянный героический статус Воина. Последнее обстоятельство придаёт тексту сакральный смысл, не позволяя низвести смерть героя до уровня несчастного случая.
Анализ балладной образности, особенностей интонационных хитросплетений лейтмотивов и принципов драматургического развития в музыкальных и художественных опусах направлен на раскрытие принципов реализации балладного дискурса в смежных видах искусства. На основе культурологического подхода с использованием методов разных отраслей научного знания – музыковедения, литературоведения, искусствоведения – делается вывод, что художник и композитор точно «вписались» в жанровые границы пушкинского текста. В заключении отмечены новаторские поиски Римского-Корсакова в области балладного жанра, позволяющие произвести художественную переоценку его кантаты.
Ключевые слова: «Песнь о Вещем Олеге», национально-историческая баллада, мифопоэтика, Александр Пушкин, Николай Римский-Корсаков, Василий Васнецов.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Grigoryeva G. V. Motiv inobytiya v intonatsionnom stroye romanticheskoy muzyki [The Motive of Otherness in the Intonational Structure of Romantic Music]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2018. No. 1, pp. 124–130.
3. Kvashina L. P. Avtor i geroy v «Pesne o veshchem Olege» [The Author and the Hero in “Song of the Sage Oleg”]. Pushkinskiye chteniya [Pushkin Readings]. 2011. No. 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtor-i-geroy-v-pesne-o-veschem-olege (25.04.2019).
4. Kozhinov V. V. Istoriya Rusi i russkogo slova [History of Russia and the Russian Word]. Moscow: Prospekt (TK Velbi), 2001. 511 p.
5. Kolesov V. V. Mir cheloveka v slove Drevney Rusi [The World of the Human Being in the Texts from Ancient Russia]. Leningrad: St. Petersburg State University, 1986. 326 p.
6. Lipets R. S. Obraz batyra i ego konya v tyurko-mongol'skom epose [The Image of the Batyr and his Horse in the Turkic-Mongolian Epos]. Moscow: Nauka, 1984. 266 p.
7. Likhachev D. S. Velikoye naslediye. Klassicheskiye proizvedeniya literatury Drevney Rusi [The Great Heritage. The Classical Literary Works of Ancient Russia]. Moscow: Sovremennik, 1975. 368 p.
8. Magomedova D. M. K spetsifike syuzheta romanticheskoy ballady [Concerning the Specificity of the Plot of the Romantic Ballad]. Poetika russkoy literatury: k 70-letiyu prof. Yu. V. Manna: sb. st. [The Poetics of Russian Literature: Towards the 70th Anniversary of Professor Yu. V. Mann: A Compilation of Articles]. Russian State Humanitarian University. Moscow, 2002, pp. 39–44.
9. Mikhaylin V. Yu. Zolotoye lekalo sud'by: pektoral' iz Tolstoy Mogily i problema interpretatsii skifskogo «zverinogo stilya» [The Golden Curve of Fate: The Pectoral from the Thick Grave and the Issue of Interpretation of the Scythian “Animal Style”]. Vlast'. Sud'ba. Interpretatsiya kul'turnykh kodov [Power. Destiny. Interpretation of Cultural Codes]. Saratov State University. Saratov, 2003, pp. 6–169.
10. Pushkin A. S. Pesn' o veshchem Olege: kopiya rukopisi poeta [The Song of the Sage Oleg: The Copy of the Poet’s Manuscript]. Notes by I. K. Lindeman. Moscow, 1915. 98 p.
11. Fomicheva O. «Smert' Olega». Rekonstruktsiya predmetnogo koda [“The Death of Oleg”. Reconstruction of the Subject Code]. Bezumiye i smert'. Interpretatsiya kul'turnykh kodov: 2004 [Madness and Death. Interpretation of Cultural Codes: 2004]. Ed. by V. Yu. Mikhaylin. Saratov; St. Petersburg, 2005, pp. 74–117.
12. Faroe-Islander Saga: A New English Translation by Robert K. Painter. North Carolina: McFarland, 2015. 176 р.
13. Rematinez Cereceda P. Símbolos celtas (mitos y leyendas). PR Ediciones, 2015. 74 p.
14. Ross G. Mitología Celta: Druidas, Dioses y Héroes. PR Ediciones, 2016. 209 p.
15. Smith Edward W. L. The Echo of Odin: Norse Mythology and Human Consciousness. Jefferson, North Carolina: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2018. 211 р.
16. Wang E. Ryleev, Pushkin, and the Poeticization of Russian History. The Russian Review. 2019. No. 78 (1), pp. 62–81.