Семантические преобразования в музыкальной теме клавирных сонат Доменико Скарлатти
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Общая установка исследований семиотического направления российского музыкознания
и, в частности, Лаборатории музыкальной семантики Уфимского государственного института
искусств основана на признании музыки частью коммуникативной художественной системы
(http://lab-ms.narod.ru/index/0-32).
Устойчивые интонационные обороты с закреплёнными значениями, часто
встречающиеся в текстах и именуемые семантическими фигурами, являются носителями
музыкального смысла. Они опредмечиваются через ассимиляцию внемузыкальных
явлений и признаков внешнего мира и, включаясь в музыкальный текст, организуют
знаково-метафорический механизм музыкального высказывания. Изучение механизма
семантических трансформаций интонационной лексики особенно важно на уровне
музыкальной темы, поскольку мигрирующие из текста в текст интонационные
формулы выявляют «генетический код» произведения, конкретизируют семантические
представления исполнителя и слушателя.
В клавирных сонатах Доменико Скарлатти мигрирующие интонационные формулы
встречаются наиболее часто на уровне музыкальной темы. Именно этот сегмент текста
у многих композиторов является, по словам Марка Арановского, «предметом повышенной
семантической концентрации».
Ключевые слова: Доменико Скарлатти, клавирные сонаты Доменико Скарлатти,
семантические трансформации музыкального языка, Лаборатория музыкальной семантики.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bayazitova D. I. Semanticheskie figury plasticheskoy etimologii v tekste p'es detskogo fortepiannogo repertuara [The Semantic Figures of Plastic Etymology in the Musical Text of Pieces from the Piano Repertoire for Children: An Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics, 2007. 42 s.
3. Gordeeva E. V. The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Clavier Musical Text. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 72–79. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.
4. Morein K.N. Acoustic Images of Musical Instruments in D. Scarlatti’s Clavier Sonatas. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 165–170. (In Russ.)
5. Nazaykinskiy E. V. Logika muzykal'noy kompozitsii [The Logic of the Musical Composition]. Moscow: Kompozitor, 1982. 319 p.
6. Repina K. N. The Orchestral Score Attributes of the Text of Keyboard Sonatas by Domenigo Scarlatti. Problemy muzykal'noy nauki/Music Scholarship. 2010. No. 2, pp. 194–203. (In Russ.)
7. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1994. 24 p.
8. Shaymukhametova L. N. Migrating Intonational Formulae as the Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noy nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 18–26. (In Russ.)
9. Shaymukhametova L. N., Selivanets N. G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti [Semantic Processes in the Thematism of Sonatas by Domenico Scarlatti]. Ufa: Ufa State Institute of Arts, 1998. 60 p.
10. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 265 p.
11. Curry B. Valency-Actuality-Meaning: A Peircean Semiotic Approach to Music. Journal of the Royal Musical Association. 2017. Vol. 142, Issue 2, pp. 401–443. DOI: 10.1080/02690403.2017.1361177.
12. Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI:10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.