Семантические преобразования в музыкальной теме клавирных сонат Доменико Скарлатти

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Liudmila N. Shaymukhametova

Аннотация

Общая установка исследований семиотического направления российского музыкознания
и, в частности, Лаборатории музыкальной семантики Уфимского государственного института
искусств основана на признании музыки частью коммуникативной художественной системы
(http://lab-ms.narod.ru/index/0-32).
Устойчивые интонационные обороты с закреплёнными значениями, часто
встречающиеся в текстах и именуемые семантическими фигурами, являются носителями
музыкального смысла. Они опредмечиваются через ассимиляцию внемузыкальных
явлений и признаков внешнего мира и, включаясь в музыкальный текст, организуют
знаково-метафорический механизм музыкального высказывания. Изучение механизма
семантических трансформаций интонационной лексики особенно важно на уровне
музыкальной темы, поскольку мигрирующие из текста в текст интонационные
формулы выявляют «генетический код» произведения, конкретизируют семантические
представления исполнителя и слушателя.
В клавирных сонатах Доменико Скарлатти мигрирующие интонационные формулы
встречаются наиболее часто на уровне музыкальной темы. Именно этот сегмент текста
у многих композиторов является, по словам Марка Арановского, «предметом повышенной
семантической концентрации».

Ключевые слова: Доменико Скарлатти, клавирные сонаты Доменико Скарлатти,
семантические трансформации музыкального языка, Лаборатория музыкальной семантики.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shaymukhametova, L. N. (2019). Семантические преобразования в музыкальной теме клавирных сонат Доменико Скарлатти. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 87–96. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.087-096
Раздел
Музыкальный текст и исполнитель
Биография автора

Liudmila N. Shaymukhametova, Научно-методический центр «Инновационное искусствознание»

Шаймухаметова Людмила Николаевна, доктор искусствоведения, профессор,
главный редактор российского журнала ИКОНИ/ICONI, председатель Научно-методического центра «Инновационное искусствознание»

Библиографические ссылки

1. Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 341 p.
2. Bayazitova D. I. Semanticheskie figury plasticheskoy etimologii v tekste p'es detskogo fortepiannogo repertuara [The Semantic Figures of Plastic Etymology in the Musical Text of Pieces from the Piano Repertoire for Children: An Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics, 2007. 42 s.
3. Gordeeva E. V. The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Clavier Musical Text. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 72–79. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.
4. Morein K.N. Acoustic Images of Musical Instruments in D. Scarlatti’s Clavier Sonatas. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 165–170. (In Russ.)
5. Nazaykinskiy E. V. Logika muzykal'noy kompozitsii [The Logic of the Musical Composition]. Moscow: Kompozitor, 1982. 319 p.
6. Repina K. N. The Orchestral Score Attributes of the Text of Keyboard Sonatas by Domenigo Scarlatti. Problemy muzykal'noy nauki/Music Scholarship. 2010. No. 2, pp. 194–203. (In Russ.)
7. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1994. 24 p.
8. Shaymukhametova L. N. Migrating Intonational Formulae as the Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noy nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 18–26. (In Russ.)
9. Shaymukhametova L. N., Selivanets N. G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti [Semantic Processes in the Thematism of Sonatas by Domenico Scarlatti]. Ufa: Ufa State Institute of Arts, 1998. 60 p.
10. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 265 p.
11. Curry B. Valency-Actuality-Meaning: A Peircean Semiotic Approach to Music. Journal of the Royal Musical Association. 2017. Vol. 142, Issue 2, pp. 401–443. DOI: 10.1080/02690403.2017.1361177.
12. Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI:10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)