Полифонические произведения в форме старинных танцев в условиях ансамблевого музицирования
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Музыкальную культуру барокко отличают две первостепенные традиции: интерес к танцам
и одновременно – к ансамблевому музицированию. Обе нашли отражение в многочисленных жанровых
разновидностях клавирных танцевальных пьес, представляющих возможность вариантного исполнения
их в двух разных сюжетах: танцевальном и представляющем сцены музицирования. Исполняемые
в ансамблевой форме танцы предполагали вариантное развёртывание и многократное переизложение
первоначального клавирного эскиза для меняющегося инструментального состава. Творческим результатом
становилось преобразование свёрнутого в клавир эскиза в вариации, дубли, исполнительские переложения
и аранжировки.
В дальнейшем при смене «танцевальной» доминанты и с расцветом сольного концертного
исполнительства эта традиция утратила значение: двустрочные эскизы стали озвучиваться сольно (именно
так, вопреки их предназначению, к примеру, исполняются сейчас «Инвенции» И. С. Баха, пьесы из «Нотных
тетрадей» Анны Магдалены, Вильгельма Фридемана, «Нотные тетради» семьи Леопольда Моцарта и др.).
Возрождение креативных ансамблевых форм бытовой музицирующей практики барокко реально возможно
в современном преподавании фортепианного ансамбля при актуализации партитурных признаков
клавирного текста путём его развёртывания в 4, 6, 8 рук, на двух роялях (в том числе с участием клавишного
синтезатора). Подобная практика адекватно отражает традицию музицирования барокко как ансамблевой
культуры и соответствует представленным во многих клавирных текстах признакам quasi-оркестровых
звучностей. В статье показаны примеры адаптации технологии развёртывания клавирного текста в quasi-
оркестровую партитуру на репертуаре начинающих пианистов из раздела программы «Полифонические
произведения в форме старинных танцев».
Ключевые слова: старинные танцы, клавирная музыка барокко, ансамблевое музицирование, полифония
в детской музыкальной школе.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bayazitova D. I. Semanticheskie figury plasticheskoy etimologii v tekste p’es detskogo fortepiannogo repertuara: ocherk [The Semantic Figures of Plastic Etymology in the Musical Text of Pieces from the Piano Repertoire for Children: an Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of the Arts named after Zagir Ismagilov, 2007. 42 p.
3. Gordeeva E. V. Muzykal’naya leksikografiya stsen i obrazov muzitsirovaniya v klavirnykh p’esakh «Frantsuzskikh syuit» I. S. Bakha [The Musical Lexicography of Scenes and Images of Musicianship in the French Suites by J. S. Bach]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2008. No. 1 (2), pp. 198–202.
4. Gordeeva E. V. Praktika ansamblevogo muzitsirovaniya i klavirnyy tekst barokko [The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Keyboard Musical Text]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 72–79. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.
5. Kirichenko P. V. Tvorcheskoe vzaimodeystvie nachinayushchego pianista s klavirnym tekstom barokko [Creative Interaction of the Beginning Pianist with the Keyboard Musical Texts from the Baroque Period]. Muzykal’nyy tekst i ispolnitel’: sb. st. [The Musical Text and the Performer: A Compilation of Articles]. Edited and Compiled by L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2004, pp. 57–70.
6. Kreativnoe obuchenie v Detskoy muzykal’noy shkole: Nauchno-metodicheskiy vestnik Laboratorii muzykal’noy semantiki: Prilozhenie k rossiyskomu spetsializirovannomu zhurnalu «Problemy muzykal’noy nauki» [Creative Education in Children’s Music Schools: Scholarly and Methodological Bulletin of the Laboratory of Musical Semantics: Supplement to the Russian Specialized Journal “Music Scholarship”]. Author and Project Manager L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2008. No. 3. 28 p.
7. Kuznetsova N. M. O semanticheskikh modelyakh muzykal’nogo dialoga v instruktivnykh sochineniyakh I. S. Bakha dlya klavira (na primere «Notnoy tetradi Anny Magdaleny Bakh») [On the Semantic Models of Musical Dialogue in the Instructional Compositions of J. S. Bach for the Keyboard (on the Example of the “Notebook of Anna Magdalena Bach”)]. Iz opyta raboty pedagoga-muzykanta: sb. st. Vyp. 2 [From the Experience of the Music Teacher: A Compilation of Articles. Issue 2]. Academic editor L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2015, pp. 16–25.
8. Margulis V. I. Ob ispolnitel’skikh ukazaniyakh v klavirnoy muzyke I. S. Bakha [On Performance Instructions in the Keyboard Music by J. S. Bach]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1974. No. 8, pp. 68–72.
9. Morein K. N. Klavirnyy urtekst kak ansamblevaya partitura v khudozhestvennoy kul’ture barokko [The Keyboard Urtext as an Ensemble Score in the Practice of the Baroque]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1, pp. 98–102.
10. Permyakova S. E. «Zanimatel’naya instrumentovka» v fortepiannom klasse DMSh. Vyp. 5. Tantseval’nye p’esy barokko: metod. razrabotka dlya mladshikh klassov s mul’timediynym prilozheniem [“Entertaining Instrumentation” in the Piano Class of the Music School. Issue. 5. Baroque Dance Pieces: Methodological Development for Junior Classes with a Multimedia Application]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, 2016. 16 p.
11. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 266 p.
12. Shaymukhametova L. N., Kirichenko P. V. Intonatsionnye etyudy v klasse fortepiano. Rolevye igry i zadaniya po kompozitsii (na materiale klavirnoy muzyki zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII–XVIII vv.) [Intonation Etudes in the Piano Class. Role-Playing Games and Tasks on Composition (Based on Clavier Music by Western European Composers of the 17th–18th Centuries)]. Ufa, 2002. 128 p.
13. Gareyeva Margarita A. The 19 Minuets by Leopold Mozart as an Example of the 18th Century School of Chamber Music Performance. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 57–67. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.057-067.
14. Love Stefan C. Historical Hypermetrical Hearing: Cycles and Schemas in the String-Quartet Minuet. Music Theory Online. 2015. Vol. 21, Issue 3. URL: http://www.mtosmt.org/issues/mto.15.21.3/mto.15.21.3.love.pdf (15.12.17).
15. McKee E. Influences of the Early Eighteenth-Century social Minuet on the Minuets from J. S. Bach’s ‘French Suites, BWV 812-17’. Music Analysis. 1999. Vol. 18, Issue 2, pp. 235–260. DOI: 10.1111/1468-2249.00092.
16. Strohm Reinhard. Musical Migration in Renaissance and Baroque. Österreichische Musikzeitschrift [Austrian Music Magazine]. 2017. Vol. 72, Issue 2, pp. 6–10.