Полифонические произведения в форме старинных танцев в условиях ансамблевого музицирования

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Liudmila N. Shaymukhametova

Аннотация

Музыкальную культуру барокко отличают две первостепенные традиции: интерес к танцам
и одновременно – к ансамблевому музицированию. Обе нашли отражение в многочисленных жанровых
разновидностях клавирных танцевальных пьес, представляющих возможность вариантного исполнения
их в двух разных сюжетах: танцевальном и представляющем сцены музицирования. Исполняемые
в ансамблевой форме танцы предполагали вариантное развёртывание и многократное переизложение
первоначального клавирного эскиза для меняющегося инструментального состава. Творческим результатом
становилось преобразование свёрнутого в клавир эскиза в вариации, дубли, исполнительские переложения
и аранжировки.
В дальнейшем при смене «танцевальной» доминанты и с расцветом сольного концертного
исполнительства эта традиция утратила значение: двустрочные эскизы стали озвучиваться сольно (именно
так, вопреки их предназначению, к примеру, исполняются сейчас «Инвенции» И. С. Баха, пьесы из «Нотных
тетрадей» Анны Магдалены, Вильгельма Фридемана, «Нотные тетради» семьи Леопольда Моцарта и др.).
Возрождение креативных ансамблевых форм бытовой музицирующей практики барокко реально возможно
в современном преподавании фортепианного ансамбля при актуализации партитурных признаков
клавирного текста путём его развёртывания в 4, 6, 8 рук, на двух роялях (в том числе с участием клавишного
синтезатора). Подобная практика адекватно отражает традицию музицирования барокко как ансамблевой
культуры и соответствует представленным во многих клавирных текстах признакам quasi-оркестровых
звучностей. В статье показаны примеры адаптации технологии развёртывания клавирного текста в quasi-
оркестровую партитуру на репертуаре начинающих пианистов из раздела программы «Полифонические
произведения в форме старинных танцев».

Ключевые слова: старинные танцы, клавирная музыка барокко, ансамблевое музицирование, полифония
в детской музыкальной школе.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shaymukhametova, L. N. (2018). Полифонические произведения в форме старинных танцев в условиях ансамблевого музицирования. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 156–165. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.156-165
Раздел
Музыкальное образование
Биография автора

Liudmila N. Shaymukhametova, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Шаймухаметова Людмила Николаевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры
теории музыки, заведующая Лабораторией музыкальной семантики

Библиографические ссылки

1. Alekseeva I. V. Intonatsionnaya leksika zapadnoevropeyskogo barokko (na primere basso-ostinatnykh zhanrov): ocherk [Intonational Vocabulary of the Western European Baroque (on the Example of the Basso-Ostinato Genres): an Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of the Arts, 2002. 28 p.
2. Bayazitova D. I. Semanticheskie figury plasticheskoy etimologii v tekste p’es detskogo fortepiannogo repertuara: ocherk [The Semantic Figures of Plastic Etymology in the Musical Text of Pieces from the Piano Repertoire for Children: an Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of the Arts named after Zagir Ismagilov, 2007. 42 p.
3. Gordeeva E. V. Muzykal’naya leksikografiya stsen i obrazov muzitsirovaniya v klavirnykh p’esakh «Frantsuzskikh syuit» I. S. Bakha [The Musical Lexicography of Scenes and Images of Musicianship in the French Suites by J. S. Bach]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2008. No. 1 (2), pp. 198–202.
4. Gordeeva E. V. Praktika ansamblevogo muzitsirovaniya i klavirnyy tekst barokko [The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Keyboard Musical Text]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 72–79. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.
5. Kirichenko P. V. Tvorcheskoe vzaimodeystvie nachinayushchego pianista s klavirnym tekstom barokko [Creative Interaction of the Beginning Pianist with the Keyboard Musical Texts from the Baroque Period]. Muzykal’nyy tekst i ispolnitel’: sb. st. [The Musical Text and the Performer: A Compilation of Articles]. Edited and Compiled by L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2004, pp. 57–70.
6. Kreativnoe obuchenie v Detskoy muzykal’noy shkole: Nauchno-metodicheskiy vestnik Laboratorii muzykal’noy semantiki: Prilozhenie k rossiyskomu spetsializirovannomu zhurnalu «Problemy muzykal’noy nauki» [Creative Education in Children’s Music Schools: Scholarly and Methodological Bulletin of the Laboratory of Musical Semantics: Supplement to the Russian Specialized Journal “Music Scholarship”]. Author and Project Manager L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2008. No. 3. 28 p.
7. Kuznetsova N. M. O semanticheskikh modelyakh muzykal’nogo dialoga v instruktivnykh sochineniyakh I. S. Bakha dlya klavira (na primere «Notnoy tetradi Anny Magdaleny Bakh») [On the Semantic Models of Musical Dialogue in the Instructional Compositions of J. S. Bach for the Keyboard (on the Example of the “Notebook of Anna Magdalena Bach”)]. Iz opyta raboty pedagoga-muzykanta: sb. st. Vyp. 2 [From the Experience of the Music Teacher: A Compilation of Articles. Issue 2]. Academic editor L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2015, pp. 16–25.
8. Margulis V. I. Ob ispolnitel’skikh ukazaniyakh v klavirnoy muzyke I. S. Bakha [On Performance Instructions in the Keyboard Music by J. S. Bach]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1974. No. 8, pp. 68–72.
9. Morein K. N. Klavirnyy urtekst kak ansamblevaya partitura v khudozhestvennoy kul’ture barokko [The Keyboard Urtext as an Ensemble Score in the Practice of the Baroque]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1, pp. 98–102.
10. Permyakova S. E. «Zanimatel’naya instrumentovka» v fortepiannom klasse DMSh. Vyp. 5. Tantseval’nye p’esy barokko: metod. razrabotka dlya mladshikh klassov s mul’timediynym prilozheniem [“Entertaining Instrumentation” in the Piano Class of the Music School. Issue. 5. Baroque Dance Pieces: Methodological Development for Junior Classes with a Multimedia Application]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, 2016. 16 p.
11. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 266 p.
12. Shaymukhametova L. N., Kirichenko P. V. Intonatsionnye etyudy v klasse fortepiano. Rolevye igry i zadaniya po kompozitsii (na materiale klavirnoy muzyki zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII–XVIII vv.) [Intonation Etudes in the Piano Class. Role-Playing Games and Tasks on Composition (Based on Clavier Music by Western European Composers of the 17th–18th Centuries)]. Ufa, 2002. 128 p.
13. Gareyeva Margarita A. The 19 Minuets by Leopold Mozart as an Example of the 18th Century School of Chamber Music Performance. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 57–67. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.057-067.
14. Love Stefan C. Historical Hypermetrical Hearing: Cycles and Schemas in the String-Quartet Minuet. Music Theory Online. 2015. Vol. 21, Issue 3. URL: http://www.mtosmt.org/issues/mto.15.21.3/mto.15.21.3.love.pdf (15.12.17).
15. McKee E. Influences of the Early Eighteenth-Century social Minuet on the Minuets from J. S. Bach’s ‘French Suites, BWV 812-17’. Music Analysis. 1999. Vol. 18, Issue 2, pp. 235–260. DOI: 10.1111/1468-2249.00092.
16. Strohm Reinhard. Musical Migration in Renaissance and Baroque. Österreichische Musikzeitschrift [Austrian Music Magazine]. 2017. Vol. 72, Issue 2, pp. 6–10.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)