Бах и Ньютон: художественные параллели (о креативном содержании уртекста Инвенций и Синфоний)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье показано, как И. С. Бах, параллельно Ньютону, «исследовал» законы природы и Вселенной. Через зву-
ковой процесс он моделировал пространство, время, движение и воплотил в художественной форме открытия,
во многом аналогичные изобретениям своего современника. Бах, как и Ньютон, выступил в роли «учёного-пер-
вооткрывателя», выстраивая в логике своих конструкций художественную картину мира, природы и Вселен-
ной. Он воспроизвёл в музыке Инвенций образы механических движений, изучаемых в это время физикой:
восходящее и нисходящее, «бегущее», сферическое, ламинарное, винтовое, поступательное, синусоидальное и
др. Им запечатлена также волновая природа колебательных движений в акустическом образе работы маятника
(двухголосная Инвенция F dur, трёхголосная Инвенция h moll).
Инвенции отмечены особым даром проникновения в законы развития физических свойств материи: здесь
в многочисленных зеркальных моделях свёртывания и развёртывания текста показаны формы изменения вре-
мени и пространства – проводников информации о внешнем мире. Не случайно вторая половина цикла из
15 трёхголосных инвенций названа «синфониями». Заголовок указывает на содержащиеся в записи вполне
конкретные признаки партитуры – музыкального эквивалента объёмного трёхмерного пространства. Они мо-
гут быть реализованы в ансамблевую партитуру на основе многочисленных модификаций вертикальных и
горизонтальных оппозиций акустических образов solo и continuo. Те же признаки содержит и свёрнутый в
двустрочник – по существу стереофонически объёмный текст двухголосных Инвенций, который может быть
развёрнут исполнителем в различные варианты вторичной ансамблевой партитуры.
Ключевые слова: И. С. Бах и И. Ньютон, Инвенции и Синфонии, барочное музицирование, ансамблевая
практика барокко, креативное музицирование.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kuznetsova N. M. Tvorcheskoye vzaimodeystviye ispolitelya s muzykal’nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha dlya klavira): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Creative Interaction of the Performer with the Musical Text (on the Example of the Instructional Works of Johann Sebastian Bach for Clavier): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2005. 24 p.
3. Shaymukhametova L. N., Yusufbayeva G. R. Instruktivnye sochineniya I. S. Bakha dlya klavira v praktike tvorcheskogo muzitsirovanya [The Instructive Pieces for Clavier by J.S. Bach in the Practice of Artistic Musicianship]. Ufa: Laboratory for Musical Semantics, 1998. 56 p.
4. Shaymukhametova L. N. O nekotorykh sposobakh organizatsii napryazheniya v muzykal’nom tekste (na primere sochineniy I. S. Bakha) [Concerning Several Means of Organizing Tension in the Musical Text (on the Example of Compositions by J. S. Bach)]. Zvuk, intonatsiya, protsess: sb. st. [Sound, Intonation, Process]. Compilation of Articles. Russian Gnessins’ Academy of Music. Moscow, 1998, pp. 36–45.
5. Eynshteyn A. Fizika i real’nost [Einstein A. Physics and Reality]. Moscow: Nauka, 1965.