Бах и Ньютон: художественные параллели (о креативном содержании уртекста Инвенций и Синфоний)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Liudmila N. Shaymukhametova

Аннотация

В статье показано, как И. С. Бах, параллельно Ньютону, «исследовал» законы природы и Вселенной. Через зву-
ковой процесс он моделировал пространство, время, движение и воплотил в художественной форме открытия,
во многом аналогичные изобретениям своего современника. Бах, как и Ньютон, выступил в роли «учёного-пер-
вооткрывателя», выстраивая в логике своих конструкций художественную картину мира, природы и Вселен-
ной. Он воспроизвёл в музыке Инвенций образы механических движений, изучаемых в это время физикой:
восходящее и нисходящее, «бегущее», сферическое, ламинарное, винтовое, поступательное, синусоидальное и
др. Им запечатлена также волновая природа колебательных движений в акустическом образе работы маятника
(двухголосная Инвенция F dur, трёхголосная Инвенция h moll).
Инвенции отмечены особым даром проникновения в законы развития физических свойств материи: здесь
в многочисленных зеркальных моделях свёртывания и развёртывания текста показаны формы изменения вре-
мени и пространства – проводников информации о внешнем мире. Не случайно вторая половина цикла из
15 трёхголосных инвенций названа «синфониями». Заголовок указывает на содержащиеся в записи вполне
конкретные признаки партитуры – музыкального эквивалента объёмного трёхмерного пространства. Они мо-
гут быть реализованы в ансамблевую партитуру на основе многочисленных модификаций вертикальных и
горизонтальных оппозиций акустических образов solo и continuo. Те же признаки содержит и свёрнутый в
двустрочник – по существу стереофонически объёмный текст двухголосных Инвенций, который может быть
развёрнут исполнителем в различные варианты вторичной ансамблевой партитуры.

Ключевые слова: И. С. Бах и И. Ньютон, Инвенции и Синфонии, барочное музицирование, ансамблевая
практика барокко, креативное музицирование.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shaymukhametova, L. N. (2016). Бах и Ньютон: художественные параллели (о креативном содержании уртекста Инвенций и Синфоний). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 15–20. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.015-020
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Liudmila N. Shaymukhametova, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Шаймухаметова Людмила Николаевна – 
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки,
заведующая Лабораторией музыкальной семантики

Библиографические ссылки

1. Kolokol’nikova A. A. K probleme tvorcheskoy lichnosti v iskisstve i nauke: Bakh i Nyuton [Concerning the Issue of Creative Personality in Art and Science: Bach and Newton]. Ufa, 1995. 60 p. The manuscript is is preserved in the library of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov.
2. Kuznetsova N. M. Tvorcheskoye vzaimodeystviye ispolitelya s muzykal’nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha dlya klavira): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Creative Interaction of the Performer with the Musical Text (on the Example of the Instructional Works of Johann Sebastian Bach for Clavier): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2005. 24 p.
3. Shaymukhametova L. N., Yusufbayeva G. R. Instruktivnye sochineniya I. S. Bakha dlya klavira v praktike tvorcheskogo muzitsirovanya [The Instructive Pieces for Clavier by J.S. Bach in the Practice of Artistic Musicianship]. Ufa: Laboratory for Musical Semantics, 1998. 56 p.
4. Shaymukhametova L. N. O nekotorykh sposobakh organizatsii napryazheniya v muzykal’nom tekste (na primere sochineniy I. S. Bakha) [Concerning Several Means of Organizing Tension in the Musical Text (on the Example of Compositions by J. S. Bach)]. Zvuk, intonatsiya, protsess: sb. st. [Sound, Intonation, Process]. Compilation of Articles. Russian Gnessins’ Academy of Music. Moscow, 1998, pp. 36–45.
5. Eynshteyn A. Fizika i real’nost [Einstein A. Physics and Reality]. Moscow: Nauka, 1965.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)