Мигрирующая интонационная формула как феномен музыкального мышления

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Liudmila N. Shaymukhametova

Аннотация

Музыкальная тема – важнейший содержательный сегмент произведений разных жанров и стилей. Семанти-
ческие процессы в музыкальной теме демонстрируют действие универсального механизма, обеспечивающе-
го её связь с музыкальным образом. Неизученность такого механизма приводит к преобладанию узкограмма-
тической направленности в музыковедческом анализе.
Подход к музыкальному произведению с позиций семантического анализа означает признание наличия в
музыкальной теме устойчивых интонационных оборотов с закреплёнными значениями – лексем, семантиче-
ских фигур, в совокупности образующих интонационную лексику. Многие из них приобретают статус мигри-
рующих интонационных формул, кочующих из текста в текст в музыке разных жанров и сохраняющих исход-
ные значения. Вступая во взаимодействие друг с другом в контексте, мигрирующие интонационные формулы
совмещают смыслы и рождают множество значений.
В статье рассматриваются процессы формирования прямых и переносных значений. Семантический ме-
ханизм формирования прямых связей мигрирующей формулы со значением и образом определяется их по-
стоянными источниками, которые образуют несколько групп интонаций: 1) звуковые сигналы, 2) интонации
речевого происхождения (вербальная речь), 3) жест и пластика в элементах музыкальной речи, 4) фактурные
формулы и клише инструментальной природы (музыкальные инструменты), 5) музыкально-риторические фи-
гуры . Претерпевая контекстные изменения, эти значения сохраняют прямую связь с денотатом. Переносные
значения формируются в художественных произведениях путём миграции формул из произведения в произве-
дение, из жанра в жанр, из стиля в стиль.
Автором различаются 4 стадии семантических преобразований:
1) стадия денотации, или первичной семантизации, формирование внетекстовых (прямых) значений в бы-
товой музицирующей среде; 2) стадия вторичной и последующей семантизации: формирование первичных,
вторичных значений в художественном контексте музыкальной темы; 3) стадия частичной десемантизации:
переход формул на уровень общестилевых стереотипов в результате девальвации (от долгого употребления) и
«стирания» первичных и вторичных значений и обретения общемузыкальной выразительности; 4) стадия ак-
туализации угасших прямых (внетекстовых) и переносных (контекстных) значений в новом авторском тексте.
Анализ интонационно-лексического состава темы произведения позволяет освободиться от субъективной
трактовки и стихийно возникающих ассоциаций в интерпретации произведения, обеспечивает расшифровку
знаковой этимологии адекватно авторскому замыслу.

Ключевые слова: семантика, семантические фигуры, тема, теория значений, мигрирующая интонационная
формула.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shaymukhametova, L. N. (2017). Мигрирующая интонационная формула как феномен музыкального мышления. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 61–73. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.061-073
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Liudmila N. Shaymukhametova, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Шаймухаметова Людмила Николаевна – 
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории
музыки, заведующая
Лабораторией музыкальной семантики

Библиографические ссылки

1. Aranovsky M. G. Myshleniye, yazyk, semantika [Thinking, Language, Semantics]. Problemy muzykalnogo myshlyenia, sbornik statey [Issues of Musical Thinking: Compilation of Articles]. Moscow, 1974, pp. 90–128.
2. Aranovsky M.G. Intonatsiya, znak i “novye metody” [Intonation, Sign and “New Methods”]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1980, No. 10, pp. 99–109.
3. Aranovsky M. G. Muzykal’ny tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 343 p.
4. Asafiev B. V. Muzykal’naya forma kak protses [Musical Form as a Process]. Books 1, 2. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.
5. Asafiev B. V. Muzykal’naya forma kak protses [Musical Form as a Process]. Book 2: Intonatsiya [Intonation]. Izbrannye trudy [Selected Works]. Volume 5. Moscow, 1957, pp. 163–276.
6. Mazel L. A. Voprosy analiza muzyki. Opyt sblizheniya teoreticheskogo muzykoznaniya i estetiki [Questions of Musical Analysis. An Attempt of Rapprochement of Theoretical Music Studies and Aesthetics]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1978. 352 p.
7. Mikhailov M. K. Stil’ v muzyke [Style in Music]. Leningrad: Muzyka, 1981. 264 p.
8. Mikhailov M. K. Etyudy o stile v muzyke [Studies of Style in Music]. Leningrad: Muzyka, 1990. 293 p.
9. Orlova E. M. Issledovaniye B. Asafieva “Intonatsiya”: vstupitel’naya statya k knige 2 “Muzykal’naya forma kak protses” [Introductory Article to Book 2 of “Musical Form as a Process”]. Asafiev B. V. Izbrannye trudy [Selected Works]. Volume 5. Moscow, 1957, pp. 153–162.
10. Orlova E. M. Rabota B. Asafieva nad teoriey intonatsii [Boris Asafiev’s Work on the Theory of Intonation]. Intonatsiya i muzykal’ny obraz: sbornik statey [Intonation and the Musical Image: a Compilation of Articles]. Moscow, 1965, рр. 148–168.
11. Tcherednichenko T. V. Terminologicheskaya sistema Asafieva [Asafiev’s Terminological System]. Muzykal’noye iskusstvo i nauka [The Art and Science of Music]. Issue 3. Moscow, 1978, pp. 13–45.
12. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 317 p.
13. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnessin’ Academy of Music,1998. 265 p.
14. Schweitzer A. J. S. Bach. Moscow: Muzyka, 1965. 728 p.
15. Yavorsky B. L. Stroyenie muzykal’noy rechi [Construction of Musical Speech]. Part 1. Moscow, 1908. 40 p.
16. Bukofzer M. Allegori in Baroque Music. Journal of the Werburg Institute. 1939–1940. Vol. 3.1, pp. 1–21.
17. Cooke D. Language of Music. Oxford University Press, 1963. 304 p.
18. Jiranek J. Zu Qrundfragen der musikasemiotik [On Questions of Musememotics]. Berlin, 1985. 225 S.
19. Szabolcsi B. Bausteine zu eine geschichte der melodie [Building Blocks to History of the Melody]. Budapest, 1959. 317 S.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)