Музыкальные страницы архивов семьи императора Николая II
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье анализируются произведения, посвящённые императору Николаю II, его семье и приуроченные ко дню его коронации, 300-летнему юбилею династии Романовых, а также рождению царевича Алексея. Источниками для данной публикации стали материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации (фонды императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны, цесаревича Алексея и др.), до сих пор не попадавшие в поле зрения учёных.
Предложена рабочая типология архивного материала. Предметом рассмотрения становятся авторы сочинений (духовные и светские, профессионалы и любители); вид фиксации сочинения (публикация или рукопись); привлекаемые средства финансирования (авторские, издательские). Сделан вывод о преобладании любительских светских произведений, опубликованных на средства издательства. Анализируется жанр сочинений и состав исполнителей. Отмечается, что наибольшее распространение получили вокально-хоровые и инструментальные опусы, чаще всего кантаты и марши, в исполнении хора a cappella, хора с сопровождением, военного оркестра или ансамбля различных инструментов. В статье содержатся краткие биографические сведения о некоторых музыкантах, а также аналитические примеры из различных произведений.
Сделаны выводы о смысловой насыщенности и символичности музыкального языка сочинений, когда слово, интонация, жанр хранят многовековые напластования смыслов и требуют не простого восприятия, а разгадывания, расшифровки. Анализируется знаковость, присутствующая на текстовом, интонационном, композиционном, жанровом, стилевом уровнях сочинений. Рассмотрены примеры цитат в их различной художественной функции.
Ключевые слова: фонды Государственного архива Российской Федерации, император Николай II, коронационные кантаты, церемониальные сочинения.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Krylova L. L. Funktsiya tsitaty v muzykal'nom tekste [The Function of the Quote in a Musical Text]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1975. No. 8, pp. 92–97.
3. Lotman Yu. M. Аnaliz poeticheskogo teksta. Struktura stikha: posobie dlya studentov [Analysis of a Poetical Text. The Structure of the Verse: Manual for Students]. Moscow: Prosveshchenie, 1972. 272 p.
4. Tsareva E. M. Brams u istokov novogo vremeni [Brahms at the Source of a New Epoch]. Istoriya i sovremennost': sb. st. [History and Modernity: Collection of Articles]. Ed., comp. by A. I. Klimovitsky. Leningrad, 1981, pp. 138–149.
5. Planchart A. E. Medieval Liturgical Chant and Patristic Exegesis: Words and Music in Second-Mode Tracts. Music & Letters. 2010. No. 91 (4), pp. 583–586.
6. Wortman R. S. Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy from Peter the Great to the Abdication of Nicholas II. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 2006. 491 p.
7. Zanovello G. In the Church and in the Chapel: Music and Devotional Spaces in the Florentine Church of Santissima Annunziata. Journal of the American Musicological Society. 2014. No. 67 (2), pp. 379–428.