Музыкальные страницы архивов семьи императора Николая II

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Oksana E. Sheludyakova

Аннотация

В статье анализируются произведения, посвящённые императору Николаю II, его семье и приуроченные ко дню его коронации, 300-летнему юбилею династии Романовых, а также рождению царевича Алексея. Источниками для данной публикации стали материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации (фонды императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны, цесаревича Алексея и др.), до сих пор не попадавшие в поле зрения учёных.
Предложена рабочая типология архивного материала. Предметом рассмотрения становятся авторы сочинений (духовные и светские, профессионалы и любители); вид фиксации сочинения (публикация или рукопись); привлекаемые средства финансирования (авторские, издательские). Сделан вывод о преобладании любительских светских произведений, опубликованных на средства издательства. Анализируется жанр сочинений и состав исполнителей. Отмечается, что наибольшее распространение получили вокально-хоровые и инструментальные опусы, чаще всего кантаты и марши, в исполнении хора a cappella, хора с сопровождением, военного оркестра или ансамбля различных инструментов. В статье содержатся краткие биографические сведения о некоторых музыкантах, а также аналитические примеры из различных произведений.
Сделаны выводы о смысловой насыщенности и символичности музыкального языка сочинений, когда слово, интонация, жанр хранят многовековые напластования смыслов и требуют не простого восприятия, а разгадывания, расшифровки. Анализируется знаковость, присутствующая на текстовом, интонационном, композиционном, жанровом, стилевом уровнях сочинений. Рассмотрены примеры цитат в их различной художественной функции.

Ключевые слова: фонды Государственного архива Российской Федерации, император Николай II, коронационные кантаты, церемониальные сочинения.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Sheludyakova, O. E. (2018). Музыкальные страницы архивов семьи императора Николая II. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 74–79. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.074-079
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Oksana E. Sheludyakova, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Шелудякова Оксана Евгеньевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Dyomina Vera N. Prayers for the Tsar and the Army in the Texts of the Ceremony of the “Grace Cup” of the Late 17th and Early 18th Centuries. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 14–19. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.014-019.
2. Krylova L. L. Funktsiya tsitaty v muzykal'nom tekste [The Function of the Quote in a Musical Text]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1975. No. 8, pp. 92–97.
3. Lotman Yu. M. Аnaliz poeticheskogo teksta. Struktura stikha: posobie dlya studentov [Analysis of a Poetical Text. The Structure of the Verse: Manual for Students]. Moscow: Prosveshchenie, 1972. 272 p.
4. Tsareva E. M. Brams u istokov novogo vremeni [Brahms at the Source of a New Epoch]. Istoriya i sovremennost': sb. st. [History and Modernity: Collection of Articles]. Ed., comp. by A. I. Klimovitsky. Leningrad, 1981, pp. 138–149.
5. Planchart A. E. Medieval Liturgical Chant and Patristic Exegesis: Words and Music in Second-Mode Tracts. Music & Letters. 2010. No. 91 (4), pp. 583–586.
6. Wortman R. S. Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy from Peter the Great to the Abdication of Nicholas II. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 2006. 491 p.
7. Zanovello G. In the Church and in the Chapel: Music and Devotional Spaces in the Florentine Church of Santissima Annunziata. Journal of the American Musicological Society. 2014. No. 67 (2), pp. 379–428.