Особенности структуры древнерусского клиросного хора

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Oksana E. Sheludyakova

Аннотация

В статье воссоздаются некоторые важнейшие традиции древ-
нерусского клиросного пения. Предметом внимания автора
является иерархическая структура в различных певческих
хоровых коллективах Древней Руси, распределение обязан-
ностей основных участников хора, соотношение ведущих ру-
ководящих должностей, степень участия коллективов в тех
или иных богослужениях и внебогослужебных мероприяти-
ях, особенности взаимоотношений между руководителями и
рядовыми членами клиросных хоров. Прослеживаются неко-
торые исторические традиции формирования монастырских,
государевых и митрополичих хоров и их сравнение. На осно-
вании изучения теории и практики регентско-певческого обу-
чения в профессиональных и монастырских хорах Древней
Руси выдвигается ряд практических предложений, необхо-
димых для развития современного церковно-певческого об-
разования.

Ключевые слова: духовное пение, монастырская тради-
ция, клиросный хор

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Sheludyakova, O. E. (2014). Особенности структуры древнерусского клиросного хора. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 23–27. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/87
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Oksana E. Sheludyakova, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Оксана Евгеньевна Шелудякова – доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Zabelin I. E. Domashniy byt russkikh tsarey v XVI–XVII vv. [The Household Living Conditions of the Russian Tsars in the 16th-17th Centuries]. Moscow, 1915. 769 p.
2. Zvereva S. G. Russkie khory i mastera peniya kontsa XV – serediny XVII v.: k probleme organizatsii pevcheskogo dela v srednevekovoy Rossii: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Russian Choirs and Singing Masters from the Late 15th Century to the Mid-17th Century: Concerning the Problem of Organization of Singing Case in Medieval Russia: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1988. 270 p.
3. A Canon and the Life of the Reverend Father Dionysius Zobninovsky, Archimandrite of the St.Sergius Lavra. (In Russian). Moscow, 1855. 120 p.
4. Nikolayeva E. V. Istoriya muzykal’nogo obrazovaniya: Drevnyaya Rus’: konets X – seredina XVII stoletiya: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [The History of Musical Education: Early Russia: From the Late 10th Century to the Mid-17th Century: Tutorial Manual for Students of Higher Educational Institutions]. Moscow: VLADOS, 2003. 208 p.
5. Nikolaev Boris, archpriest. Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya [The Znamenny Chant and Kryukovy Notation as the Foundation of the Singing of the Russian Orthodox Church]. Moscow: Nauchnaya kniga, 1995. 300 p.