Пространственно-временная организация текста интродукции оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки в контексте русской истории
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Исследование пространственно-временной организации музыкального произведения является
необходимым условием его постижения как художественного целого. Благодаря многокомпонентной
структуре и сюжетной конкретике, оперный жанр позволяет выстроить художественно объёмную систему
пространственно-временных координат. Важным смыслообразующим элементом этой системы является
словесно-сценический текст оперы. Цель настоящей статьи – анализ пространственно-временной структуры
словесно-сценического текста интродукции оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Автор опирается на
методы исследования, практикуемые в различных областях гуманитарного знания (литературоведении,
искусствоведении, семиологии). Прослеживается исторический и фольклорно-мифологический генезис
ведущих сюжетных мотивов интродукции, фигурирующих в «свёрнутом» виде и получающих дальнейшее
развитие в смысловом пространстве оперы. Устанавливаются типы пространственно-временных отношений
и взаимодействий, определяются семантические функции пространственно-временных объектов интродукции.
Выявляется идейно-художественная общность словесного текста интродукции с древнерусскими
литературными источниками на основе обнаруженных межтекстовых связей. Автор приходит к выводу об
интегрированности текста интродукции оперы в единое культурное пространство национальной истории.
Ключевые слова: Михаил Глинка, опера «Жизнь за царя», пространственно-временная организация,
фольклорно-мифологические образы, древнерусская литература.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Zlato slovo. Vek XII [Golden Word. 12th Century]. Compilation, foreword and introductory article by N. S. Borisov. Moscow: Molodaya Gvardiya, 1986. 461 p. (Istoriya Otechestva v romanakh, povestyakh, dokumentakh [History of Russia in Novels, Stories, Documents]).
3. Kovaleva M. N. About the Special Features of Interpretation of the Literary Sours of Rodion Shchedrin’s Opera “The Enchanted Wanderer”. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 1, pp. 126–130. (In Russ.)
4. Likhachev D. S. Velikiy put': Stanovlenie russkoy literatury v XI–XII vekakh [The Great Path: Formation of Russian Literature in the 11th and 12th Centuries]. Moscow: Sovremennik, 1987. 301 р.
5. Likhachev D. S. Zametki o russkom [Notes on the Russian Element]. 2nd Edition supplemented. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1984. 480 p.
6. Likhachev D. S. Issledovaniya po russkoy literature [Research Works on Russian Literature]. Leningrad: Nauka, 1986. 407 p.
7. Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo, 2000. 704 p.
8. Platek Ya. M. Ryadovoy Zolotogo Veka [The Private Soldier of the Golden Age]. Muzykal'naya zhizn' [Musical Life]. 1991. No. 2, pp. 26–27.
9. Selitskiy A. I. Muzykal'naya dramaturgiya: teoreticheskie problemy [Musical Dramaturgy: Theoretical Problems]. St. Petersburg: Lan', 2017. 80 p.
10. Sidorova M. A. Kartina mira pol'skikh personazhey v opere “Zhizn' za tsarya” M. I. Glinki (v istoriko-kul'turnom kontekste) (ch. 1) [The World Views of the Polish Characters in the Opera “A Life for the Tsar” by M. I. Glinka (in the Historical and Cultural Context) (Part 1)]. Vestnik Magnitogorskoy konservatorii [Bulletin of Magnitogorsk Conservatory]. 2017. No. 1, pp. 4–16.
11. Sidorova M. A. Kartina mira pol'skikh personazhey v opere “Zhizn' za tsarya” M. I. Glinki (v istoriko-kul'turnom kontekste) (ch. 2) [The World Views of the Polish Characters in the Opera “A Life for the Tsar” by M. I. Glinka (in the Historical and Cultural Context) (Part 2)]. Vestnik Magnitogorskoy konservatorii [Bulletin of Magnitogorsk Conservatory]. 2017. No. 2, pp. 4–12.
12. Sidorova M. A. O khudozhestvennom mire pesni Vedenetskogo gostya iz opery “Sadko” N. A. Rimskogo- Korsakova [Concerning the Artistic World of the Song of the Venetian Guest from the opera “Sadko” by N. A. Rimsky- Korsakov]. Vestnik Magnitogorskoy konservatorii [Bulletin of Magnitogorsk Conservatory]. 2014. No. 2 – 2015. No. 1, pp. 61–71.
13. Abraham G. On Russian Music. Faber & Faber, 2013. 290 р.
14. Demchenko Alexander I. Universal Art Studies: Theory and Practice. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 102–108. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.102-108.
15. Taruskin R. Defining Russia Musically. Historical and Hermeneutical Essays. N. J.: Princeton University Press, 1997. 561 p.
16. Taruskin R. On Russian Music. California Press, 2008. 407 р.