Семантика музыкального диалога в пьесах «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор ставит задачу описания семантической ситуации музыкального диалога в музыкальном тексте пьес «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Обращение к инструктивным сочинениям И. С. Баха объясняется изначально заложенными в эти простые и доступные пьесы возможностями приобретения не только исполнительских, но и композиторских навыков, что обычно в практике преподавания не учитывается. Рассмотрение пьес сборника как инструктивной литературы для обучения свободному музицированию открывает горизонты вариативного и творческого восприятия музыкального текста, а значит, – и творческого мышления. Такой подход в обучении соответствует художественным принципам музицирования эпохи барокко, когда практика вариантного переизложения текста была признаком устоявшихся традиций.
Ключевые слова: И. С. Бах, музыкальная наука, инструктивные пьесы для клавира, педагогика детской музыкальной школы##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Barsova I. A. Ocherki po istorii partiturnoy notatsii (XVI-pervaya polovina XVIII vv.). — M., 1997.
3. Braudo I. Ob izuchenii klavirnykh sochineniy Bakha v muzykal'noy shkole. — L.: Muzyka, 1979.
4. Gofman I. Fortepiannaya igra. Otvety na voprosy o fortepiannoy igre. — M., 2002.
5. Kirichenko P. Intonatsionnaya leksika i artikulyatsiya plasticheskikh i ritoricheskikh figur v klavirnykh sochineniyakh barokko: metodicheskaya razrabotka. — Ufa: RITs UGII, 2002.
6. Kuznetsova N. O variantnom prochtenii i pereintonirovanii starinnogo urteksta // Semantika starinnogo urteksta: sb. st. / otv. red.-sost. L. N. Shaymukhametova; UGII, Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa: RITs UGII, 2002. — S. 37—53.
7. Margulis V. Ob ispolnitel'skikh ukazaniyakh v klavirnoy muzyke I.-S. Bakha // Sov. muzyka. — 1974. — № 8. — S. 68—72.
8. Milka A., Shabalina T. Zanimatel'naya Bakhiana. — SPb.: Kompozitor, 2001. — Vyp.1-2.
9. Ponizovkin Yu. Problemy interpretatsii i redaktirovaniya klavirnykh proizvedeniy I.-S. Bakha // Interpretatsiya klavirnykh sochineniy I.-S. Bakha: sb. nauch. tr. / GMPI im. Gnesinykh. — M., 1990. — Vyp.109. — S. 33—51.
10. Problemy stilya i interpretatsii muzyki barokko: sb. tr. / MGK im. P. I. Chaykovskogo. — M., 2001. — Vyp. 32.
11. Forkel' I. O zhizni, iskusstve i o proizvedeniyakh Bakha / per. s nem. E. Sazonovoy. — M., 1974.
12. Khodzhava R. K probleme intonatsionnogo genezisa v rabote nad muzykal'nym proizvedeniem // Sovremennye tendentsii v organizatsii vysshego muzykal'nogo obrazovaniya: sb. tr. / GMPI im. Gnesinykh. — M., 1987. — Vyp. 93. — S. 86—108.
13. Kholopova V. Muzykal'noe soderzhanie: Zov kul'tury — Nauka — Pedagogika // Muzykal'naya akademiya. — 2001. — № 2. — S. 34—41.
14. Shabalina T. Rukopisi I.-S. Bakha: Klyuchi k taynam tvorchestva. — SPb.: Logos, 1999.
15. Shaymukhametova L., Yusufbaeva G. Instruktivnye sochineniya I.-S. Bakha dlya klavira v praktike obucheniya tvorcheskomu muzitsirovaniyu. — Ufa, 1998.
16. Shaymukhametova L. Semantika muzykal'nogo dialoga v klavirnykh proizvedeniyakh zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII—XVIII vv. // Semantika starinnogo urteksta: sb. st. / UGII, Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa: RITs UGII, 2002. — S. 16—36.
17. Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy / Gos. institut iskusstvoznaniya. — M, 1999.
18. Shaymukhametova L. Smyslovye struktury muzykal'nogo teksta kak problema prakticheskoy semantiki // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. vseros. nauch.-prakt. konf. — M.; Ufa, 2002. — S. 84—101.
19. Bach J.-S. Klavierbüchlein für Anna Magdalena Bach 1725 // Faksimile der Originalhandschrift mit einem Nachwort herausgegeben von Georg von Dadelsen. — Bärenreiter Kassel; Basel; London; New York, 1988.