Семантика музыкального диалога в пьесах «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia M. Kuznetsova

Аннотация

Автор ставит задачу описания семантической ситуации музыкального диалога в музыкальном тексте пьес «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Обращение к инструктивным сочинениям И. С. Баха объясняется изначально заложенными в эти простые и доступные пьесы возможностями приобретения не только исполнительских, но и композиторских навыков, что обычно в практике преподавания не учитывается. Рассмотрение пьес сборника как инструктивной литературы для обучения свободному музицированию открывает горизонты вариативного и творческого восприятия музыкального текста, а значит, – и творческого мышления. Такой подход в обучении соответствует художественным принципам музицирования эпохи барокко, когда практика вариантного переизложения текста была признаком устоявшихся традиций.

Ключевые слова: И. С. Бах, музыкальная наука, инструктивные пьесы для клавира, педагогика детской музыкальной школы

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kuznetsova, N. M. (2007). Семантика музыкального диалога в пьесах «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 1(1), 249–257. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/835
Раздел
Инноватика в музыкальном образовании
Биография автора

Natalia M. Kuznetsova, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова, Лаборатория музыкальной семантики

Кузнецова Наталья Марковна – 
кандидат искусствоведения, доцент
кафедры фортепиано

Библиографические ссылки

1. Alekseeva I. Intonatsionnaya leksika zapadnoevropeyskogo barokko (na primere basso-ostinatnykh zhanrov) / UGII, Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa: RITs UGII, 2002.
2. Barsova I. A. Ocherki po istorii partiturnoy notatsii (XVI-pervaya polovina XVIII vv.). — M., 1997.
3. Braudo I. Ob izuchenii klavirnykh sochineniy Bakha v muzykal'noy shkole. — L.: Muzyka, 1979.
4. Gofman I. Fortepiannaya igra. Otvety na voprosy o fortepiannoy igre. — M., 2002.
5. Kirichenko P. Intonatsionnaya leksika i artikulyatsiya plasticheskikh i ritoricheskikh figur v klavirnykh sochineniyakh barokko: metodicheskaya razrabotka. — Ufa: RITs UGII, 2002.
6. Kuznetsova N. O variantnom prochtenii i pereintonirovanii starinnogo urteksta // Semantika starinnogo urteksta: sb. st. / otv. red.-sost. L. N. Shaymukhametova; UGII, Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa: RITs UGII, 2002. — S. 37—53.
7. Margulis V. Ob ispolnitel'skikh ukazaniyakh v klavirnoy muzyke I.-S. Bakha // Sov. muzyka. — 1974. — № 8. — S. 68—72.
8. Milka A., Shabalina T. Zanimatel'naya Bakhiana. — SPb.: Kompozitor, 2001. — Vyp.1-2.
9. Ponizovkin Yu. Problemy interpretatsii i redaktirovaniya klavirnykh proizvedeniy I.-S. Bakha // Interpretatsiya klavirnykh sochineniy I.-S. Bakha: sb. nauch. tr. / GMPI im. Gnesinykh. — M., 1990. — Vyp.109. — S. 33—51.
10. Problemy stilya i interpretatsii muzyki barokko: sb. tr. / MGK im. P. I. Chaykovskogo. — M., 2001. — Vyp. 32.
11. Forkel' I. O zhizni, iskusstve i o proizvedeniyakh Bakha / per. s nem. E. Sazonovoy. — M., 1974.
12. Khodzhava R. K probleme intonatsionnogo genezisa v rabote nad muzykal'nym proizvedeniem // Sovremennye tendentsii v organizatsii vysshego muzykal'nogo obrazovaniya: sb. tr. / GMPI im. Gnesinykh. — M., 1987. — Vyp. 93. — S. 86—108.
13. Kholopova V. Muzykal'noe soderzhanie: Zov kul'tury — Nauka — Pedagogika // Muzykal'naya akademiya. — 2001. — № 2. — S. 34—41.
14. Shabalina T. Rukopisi I.-S. Bakha: Klyuchi k taynam tvorchestva. — SPb.: Logos, 1999.
15. Shaymukhametova L., Yusufbaeva G. Instruktivnye sochineniya I.-S. Bakha dlya klavira v praktike obucheniya tvorcheskomu muzitsirovaniyu. — Ufa, 1998.
16. Shaymukhametova L. Semantika muzykal'nogo dialoga v klavirnykh proizvedeniyakh zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII—XVIII vv. // Semantika starinnogo urteksta: sb. st. / UGII, Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa: RITs UGII, 2002. — S. 16—36.
17. Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy / Gos. institut iskusstvoznaniya. — M, 1999.
18. Shaymukhametova L. Smyslovye struktury muzykal'nogo teksta kak problema prakticheskoy semantiki // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. vseros. nauch.-prakt. konf. — M.; Ufa, 2002. — S. 84—101.
19. Bach J.-S. Klavierbüchlein für Anna Magdalena Bach 1725 // Faksimile der Originalhandschrift mit einem Nachwort herausgegeben von Georg von Dadelsen. — Bärenreiter Kassel; Basel; London; New York, 1988.