О некоторых приёмах исполнительских преобразований клавирного уртекста И. С. Баха (на примере инструктивных сочинений)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia M. Kuznetsova

Аннотация

Смысловая организация музыкального текста клавирных со-
чинений Баха, известных в современной исполнительской и
педагогической практике как инструктивные, вбирает одно
из важнейших его свойств – quasi-партитурность. Интертек-
стуальные включения образов «оркестровых звучностей»
отражены в клавирном тексте смысловыми структурами му-зыкального диалога – solo-continuo и ripieno-concertino. Присутствие кодовых знаков сюжета музицирования – вертикаль-
ных и горизонтальных моделей как признака взаимодействия
участников ансамбля и солистов, открывает перед испол-
нителем возможность воплощения тембровых и простран-
ственно-динамических эффектов средствами современного
фортепиано. Вариантное переизложение клавирного текста
в quasi-оркестровую партитуру может осуществляться на
основе специальной технологии. Преобразование исходно-
го материала совершается путём вертикальной перестанов-
ки партий, дублировки, регистровки, техники генерал-баса,
орнаментирования. Такую форму исполнительской работы
диктуют непосредственно клавирные уртексты Баха, являясь
одновременно документальным свидетельством музициру-
ющей практики эпохи и регламентом исполнительских дей-
ствий. Всё это говорит о том, что клавирные уртексты Баха
по праву могут именоваться энциклопедией практических
средств композиционного преобразования и креативной ра-
боты с музыкальным текстом. Дидактический характер ис-
полнительских преобразований открывает новый взгляд на
хрестоматийный материал, воплощающий поистине неисся-
каемые художественные ресурсы.

Ключевые слова: И. С. Бах, клавирный уртекст, музы-
кальный диалог, инструктивные сочинения для клавира

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kuznetsova, N. M. (2013). О некоторых приёмах исполнительских преобразований клавирного уртекста И. С. Баха (на примере инструктивных сочинений). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 197–204. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/143
Раздел
Музыкальный текст и исполнитель
Биография автора

Natalia M. Kuznetsova, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова

Наталья Марковна Кузнецова – кандидат искусствоведения,
доцент кафедры фортепиано

Библиографические ссылки

1. Barsova I. A. Ocherki po istorii partiturnoy notatsii (XVI – pervaya polovina XVIII veka) [Essays on the History of Musical Score Notation (16th – First Half of the18th Century)] Moscow: Moscow State Conservatory, 1997. 571 p.
2. Bodki E. Interpretatsiya klavirnykh proizvedeniy I. S. Bakha. [Erwin Bodky. Interpretation of Bach’s Keyboard Works]. Moscow: Muzyka, 1989. 389 p.
3. Braudo I. A. Ob izuchenii klavirnykh sochineniy Bakha v muzikal’noy shkole [On Studying Bach’s Works for Keyboard in Music Schools]. Moscow: Klassika –XXI, 2001. 88 p.
4. Gordeyeva E. V. Syuzhety muzitsirovaniya v klavirnykh proizvedeniyakh I. S. Bakha [The Subject Matter for Music Making in J.S. Bach’s Keyboard Works]. Muzyka proshlogo i sovremennost’: sb.st. [Music of the Past and the Present Times: a Collection of Articles] Edited and Compiled by L. N. Shaymukhametova. Ufa: Laboratory of Musical Semantics, 2010, pp. 22–31.
5. Gordeyeva E.V. Muzykal’naya leksikografiya stsen i obrazov muzitsirovaniya v klavirnykh p’esakh “Frantsuzskikh syuit” I. S. Bakha [The Musical Lexicography of the Scenes and Images of Music in the Keyboard Pieces Comprising the “French Suites” of J.S. Bach]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2008/1(2), pp.198–202.
6. Kuznetsova N. M. Semantika muzykal’nogo dialoga v p’esakh “Notnoi tetradi Anny Magdaleny Bakh” [The Semantics of Musical Dialogue in the Pieces Comprising the “Notebook of Anna Magdalena Bach”]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2007/1, pp. 249–256.
7. Kuznetsova N. M. Tvorcheskoe vzaimodeistvie ispolnitelya s muzykal’nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha dlya klavira): dis. … kand. iskusstvoznaniya [The Creative Interaction of the Performer with the Musical Text (on the Example of I.-S. Bach’s Instructive Compositions for Keyboard): A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa: Laboratory for Musical Semantics, 2005. 261p.
8. Morein K. N. Partiturnye priznaki teksta v klavirnykh sonatakh D. Skarlatti [The Notational Indications of the Text in Keyboard Sonatas of Domenico Scarlatti]. Problemy muzykal’noi nauki [Music Scholarship], 2010/2(7), pp.194–197.
9. Shaymukhametova L.N. Semantika muzykal’nogo dialoga v klavirnykh proizvedeniyakh zapadnoevropeiskikh kompozitorov [The Semantics of Musical Dialogue in the Works for Keyboard by West European Composers]. Sematika starinnogo urteksta: Sb. st.[The Semantics of the Early Urtext: a Compilation of Articles]. Edited and compiled by L. N. Shaymukhametova. Ufa: Laboratory for Musical Semantics, 2002, pp. 16–36.
10. Shaymukhametova L.N., Usufbaeva G.R. Instruktivnye sochineniya I.-S. Bakha dlya klavira v praktike obucheniya tvorcheskomu muzitsirovaniyu [Instructive Compositions for Keyboard in the Practice of Teaching Creative Performance of Music]. Ufa, 1998. 111 p.