Русские духовные концерты XIX – начала XX века в зеркале музыкальной критики

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina P. Dabayeva

Аннотация

В статье выявляется роль музыкальной критики в становлении
и развитии русского духовного концерта как формы публичного
представления церковной музыки на протяжении
XIX – начала XX века. устанавливается перечень дореволюционных
газет и журналов, на страницах которых обсуждались
вопросы концертной деятельности русских церковных
хоров, характеризуется круг публикаций в журнале «Хоровое
и регентское дело», связанных с данной проблематикой.
определяются авторы, чья музыкально-критическая деятельность
способствовала совершенствованию форм и содержания
духовных концертов, среди которых: С. Смоленский,
А. Никольский, Н. Компанейский, И. Липаев и др. Рассматриваются
основные направления критики: принципы составления
концертных программ хоровых коллективов, отличие
концертной манеры исполнения от церковной, воспитание
слушательской культуры. Данные вопросы чрезвычайно актуальны
и в наши дни.

Ключевые слова: русский духовный концерт, музыкальная
критика, дореволюционные периодические музыкальные
издания, хоровой исполнительский стиль, программы духовных
концертов

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Dabayeva, I. P. (2014). Русские духовные концерты XIX – начала XX века в зеркале музыкальной критики. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 77–81. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/63
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Irina P. Dabayeva, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Ирина Прокопьевна Дабаева – кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Dukhovnyy kontsert sinodalnykh pevchikh [Sacred Concerts Sung by Singers of the Synod]. Russkaya muzihkal’naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1906, no. 42, pp. 951–952.
2. Kastal’skiy A. D. Avtobiograiya [Autobiography]. Moscow, 1913. The M.I. Glinka State Central Museum of Musical Culture. Fund 12. Depositary 439. 24 p.
3. Kompaneyskiy N. I. Kruzhok lyubiteley tserkovnogo peniya [The Circle of Amateur Singers of Church Music]. Muzikal’niy truzhenik [Musical Worker]. 1909, no. 19, pp. 8–10.
4. Kontserty khora Arkhangel’skogo [Concerts of the Archangelsky Choir]. Russkaya muzykal’naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1911, no. 45, pp. 347.
5. Korrespondentsii. Zhitomir, Volynskoy gubernii [Correspondence. Zhitomir, Volyn gubernia]. Khorovoe i regentskoe delo [The Job of the Chorister and the Choirmaster]. 1912 no. 12, p. 230.
6. Nikolov A. Po povodu kontserta Tserkovnopevcheskogo blagotvoritel’nogo obschestva [Concerning a Concert of the Beneiciary Society of Church Singers]. Russkaya muzihkal’naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1906, no. 12, pp. 307–311.
7. Nikol’skiy A. Korrespondentsii. Moskva [Correspondence. Moscow]. Khorovoe i regentskoe delo [The Job of the Chorister and the Choirmaster]. 1910, no. 1, pp. 49–50 .
8. Po dukhovnyym kontsertam [Concerning Sacred Concerts]. Khorovoe i regentskoe delo [The Job of the Chorister and the Choirmaster]. 1913, no. 4, pp. 64–67.
9. S[molensk]iy S. Ob ozdorovlenii programm dukhovnykh kontsertov v Moskve [About the Improving the Programs of Sacred Concerts in Moscow]. Russkaya muzihkal’naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1900, no. 47, pp. 1145–1148.
10. Khronika. Sankt-Peterburg [Current Events. Saint Peters burg]. Russkaya muzihkal’naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1901, no. 40, pp. 964–96 6.
11. Khronika [Current Events]. Khorovoe i regentskoe delo [The Job of the Choral Singer and Choirmaster]. 1909, no. 1, p. 24.