Роль Императорского Русского музыкального общества в развитии хоровой культуры рубежа XIX–XX веков
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена выявлению роли Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) в расцвете отечественной хоровой культуры на рубеже XIX–XX веков. Внимание исследователей в основном направлено на осмысление значения ИРМО в организации симфонических и камерно-инструментальных концертов, в то время как его участие в подъёме хоровой культуры остаётся неизученным. В отличие от инструментальной культуры, получившей значительное развитие в России XIX века, русское хоровое исполнительство имеет многовековую историю, сложившиеся традиции, связанные с церковным пением. В процессе эволюции деятельности русских хоров в XIX столетии сформировалась светская, концертная ветвь. На примере Придворной певческой капеллы автор рассматривает организацию концертов Филармоническим обществом, начиная с 1802 года, а также создание Концертного общества в 1850 году. Характеризуются программы, в которых большую роль играют крупные сочинения, а также произведения современных композиторов, и тем самым определяется преемственность в деятельности указанных обществ и ИРМО. Заслуга ИРМО состоит в совершенствовании концертных программ, формировании исторического концерта, активном распространении музыкальной культуры не только в столицах, но и на территории всей страны, совершенствовании музыкального образования, открытии музыкальных училищ. Прочерчиваются тенденции развития хорового искусства на современном этапе, связанные с музыкальными обществами, продолжившими традиции ИРМО.
Ключевые слова: Русское музыкальное общество (РМО), хоровая культура, русские духовные концерты, программы хоровых концертов, хоровое образование.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gusin I. L., Tkachev D. V. Gosudarstvennaya akademicheskaya kapella imeni M. I. Glinki [State Academic M. I. Glinka Capella]. Leningrad: Muzgiz, 1957. 171 p.
3. Dabaeva I. P. Dukhovnye kontserty kak forma muzykal'noy zhizni Rossii v XIX–XX vekakh [Concerts of Sacred Music as one of the Forms of the Russian Musical Life in the 19th and 20th Centuries]. Rostov-on-Don, 2016. 172 p.
4. Dabaeva I. P. The Sacred Concert in the Culture of Contemporary Russia: Traditions and Innovations. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 2 (13), pp. 134–138. (In Russ.)
5. Dabaeva I. P. Russian Concerts of Sacred Music of the 19th and Early 20th Centuries through the Prism of Musical Criticism. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2014. No. 4 (17), pp. 77–81. (In Russ.)
6. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
7. Milovskiy F., sviashch. Lektsiya-kontsert [Miloslavsky F., Priest. Lecture-Concert]. Khorovoe i regentskoe delo [The Work of Choirs and Choirmasters]. 1912. No. 3, p. 81.
8. Pravoslavnyy. Kontsert mitropolich'ego khora [The Orthodox Christian. A Concert of the Metropolitan Choir]. Kurskaya byl' [The Kursk Reality]. 1914. March, 6, pp. 3–4.
9. Smolenskiy S. V. Obzor istoricheskikh kontsertov Sinodal'nogo uchilishcha tserkovnogo peniya v 1895 godu [An Overview of Historical Concerts of the Synod College for Church Singing in 1895]. Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. T. 2: Sinodal'nyy khor i uchilishche tserkovnogo peniya: Issledovaniya. Dokumenty. Periodika. Kn. 1 [Russian Sacred Music in Documents and Materials. Vol. 2: The Synod Choir and College for Church Singing: Research. Documents. Periodicals. Book 1]. Moscow, 2002, pp. 197–217.
10. S[molensk]iy S. V. Ob ozdorovlenii programm dukhovnykh kontsertov v Moskve [About the Enhancement of Programs of Sacred Concerts in Moscow]. Russkaya muzykal'naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1901. No. 47, pp. 1145–1148.
11. Findeizen N. F. Muzyka v russkoy obshchestvennoy zhizni nachala XIX veka [The Music in Russian Social Life at the Beginning of the 19th Century]. Russkaya muzykal'naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1900. No. 48, pp. 1170–1179.
12. Budelmann F., Power T. Another Look at Female Choruses in Classical Athens. Classical Antiquity. 2015. Vol. 34, No. 2, pp. 252–295.
13. Einarsdottir S. L., Gudmundsdottir H. R. The Role of Choral Singing in the Lives of Amateur Choral Singing in Iceland. Music Education Research. 2016. Vol. 18, No. 1, pp. 39–56.
14. Sargeant L. M. A New Class of People: The Conservatoire and Musical Professionalization in Russia, 1861– 1917. Music & Letters. 2004. Vol. 85, No. 1, pp. 41–61.
15. Sargeant L. M. Harmony and Discord: Music and the Transformation of Russian Cultural Life. Oxford University Press. 2011. 368 p.