Из истории отечественной фольклористики XIX века: от эмпирии к теории
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Объектом исследования является народно-певческое искусство в трудах фольклористов XIX века, когда обра-
щение к творчеству русского народа приобрело черты стабильности. Авторы выдвигают задачу – проследить
эволюцию взглядов на народно-песенное исполнительство в триаде «практика – наука – образование», исходя из
временнóго фактора, при опоре на профессиональные интересы, художественные приоритеты и вкусовые при-
страстия отечественных исследователей. Если А. Н. Серов стал основоположником музыкальной фольклори-
стики как науки, а В. Ф. Одоевский наметил курс на народное просветительство и образование, то практические
навыки по собиранию русского народно-песенного творчества связаны с применением фонографа Е. Э. Линёвой,
что фактически относится уже к началу ХХ столетия. Цель статьи выражает методологический вектор: показать,
как преемственно выковывалась фольклористская научная мысль, достигшая профессионального уровня во вто-
рой половине XIX века, начиная с истоков – первых эмпирико-теоретических наблюдений и описательных работ.
Ключевые слова: русская народная песня, народно-песенное исполнительство, музыкальная фольклори-
стика, труды фольклористов XIX века.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Golenishcheva E. E. L. L. Khristiansen i ego rol' v stanovlenii professional'nogo narodno-pevcheskogo iskusstva, nauki, obrazovaniya [L. L. Christiansen and His Role in the Development of the Art, Science and Education of Professional Folk Singing]. URL: http:// www.science-education.ru/pdf/2014/6/785.pdf.
3. Zemtsovsky I. I. Russkaya sovetskaya muzykal'naya fol'kloristika [Soviet Russian Musical Folklore]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Music Theory and Aesthetics]. Issue 6–7. Leningrad, 1967, pp. 215–262.
4. Zemtsovsky I. I. Fol'kloristika kak nauka [Folklore Studies as an Academic Discipline]. Slavyanskiy muzykal'nyy fol'klor: st. i mat. [Slavic Folk Music: Articles and Materials]. Moscow, 1972, pp. 9–79.
5. Istomin I. A. Melodiko-garmonicheskoe stroenie russkoy narodnoy pesni: issledovanie [The Melodic and Harmonic Structure of the Russian Folk Song: Research]. Moscow: Sovetskiy Kompozitor, 1985. 184 p.
6. Kastalsky A. D. Stat'i. Vospominaniya. Materialy [Article. Memoirs. Materials]. Edited and Compiled by D.V. Zhitomirsky. Moscow: Muzgiz, 1960. 292 p.
7. Kulapina O. I. Osnovy ladogarmonicheskoy sistemy russkoy narodnoy muzyki: monografiya [The Foundations of the Modal and Harmonic System of Russian Folk Music: a Monographic Book]. Moscow; Saratov: The Saratov State L.V. Sobinov Conservatory, 2004. 356 p.
8. Lobanov M. A. Vydayushсhiysya issledovatel'- fol'klorist [A Prominent Researcher in Folklore]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1971, No. 10, pp. 135–139.
9. Narodnoe muzykal’noe tvorchestvo [The Folk Music Legacy]. Edited by O. A. Pashina. St. Petersburg: Kompozitor, 2005. 568 p.
10. Odoyevsky V. F. Muzykal'no-literaturnoe nasledie [Musical and Literary Heritage]. Moscow: Muzgiz, 1956, 729 p.
11. Russkaya mysl' o muzykal'nom fol'klore: materialy i dokumenty [The Russian Thought about Musical Folklore: Materials and Documents]. Compiled by P. A. Vulfius, Introduction by E. M. Orlova, Edited and Compiled by O. I. Sokolova. Moscow: Muzyka, 1979. 367 p.
12. Serov A. N. Russkaya narodnaya pesnya kak predmet nauki [The Russian Folk Song as an Object of Scholarship]. Edited Compiled by A. S. Ogolevets. Moscow: Muzgiz, 1952. 64 p.
13. Smirnov D. V. Stanovlenie muzykal'noy fol'kloristiki kak uchebnoy distsipliny v Rossii kontsa XIX – nachala XX veka [The Formation of Musical Folklore as An Educational Discipline in Russia in the Late 19th and Early 20th Century] URL: http://econf.rae. ru/article/7733.
14. Sokalskiy P. P. Russkaya narodnaya muzyka, velikorusskaya i malorusskaya v ee stroenii melodicheskom i ritmicheskom i otlichiya eyo ot osnov sovremennoj i garmonicheskoj muzyki [The Russian Folk Music of Great and Little Russia in its Melodic and Rhythmic Structure, and its Distinction from the Foundations of Contemporary and Harmonious Music]. Kharkiv, 1888, 396 p.
15. Shamina L. V. Osnovy narodno-pevcheskoy pedagogiki: ucheb. posobie [The Fundamentals of the Pedagogy of Folk Singing: Textbook]. Moscow: Grafika, 2007. 202 p.
16. Shchurov V. M. Stilevye osnovy russkoy narodnoy muzyki [The Stylistic Foundations of Russian Folk Music]. Moscow: Moscow State Tchaikovsky Conservatory, 1998. 465 p.