Проблемные вопросы современной музыковедческой терминологии
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению современных подходов, аспектов изучения, путей развития терминоло-
гии музыкознания, составляющих основу понятийного аппарата науки и имеющих непосредственное отноше-
ние к проблемам методологии музыковедческого исследования. Отмечая удивительное богатство, многогран-
ность понятий и используя не только музыковедческие, но и литературоведческие и философские изыскания,
автор предполагает, что по сравнению с точными и естественными науками творческое начало в гуманитарных
науках способствует более свободному обращению с терминами. В опоре на музыкально-теоретические труды
М. Г. Арановского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой, Т. В. Чередниченко, изучающих
термины в методологическом контексте, в работе затрагиваются вопросы: какими должны быть понятия, как
вводится термин в научный текст, как избежать «терминологического коллапса» и др. Исходя из конкретных
работ Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского, выводится закономерность эволюции ряда категориальных понятий в
научном творчестве учёных. Исследование Т. В. Чередниченко расценивается как первый опыт текстологиче-
ского анализа фундаментального исследования Б. В. Асафьева. Наряду с этим в статье подчёркивается своео-
бразная «многоимённость» как самой науки (музыкознание), так и одной из его отраслей (этномузыкология).
Из анализа названий делается вывод о различии путей их появления и развития: синхроническом и диахрони-
ческом. В целях определения подлинных создателей музыковедческих понятий, в том числе и современных,
автор статьи предлагает собрать все известные сведения по терминологии в едином электронном справочнике
энциклопедического плана, привлекая к этому процессу музыковедов-исследователей различных направлений.
Ключевые слова: понятийный аппарат науки, терминология, методология музыкознания, музыковедение,
этномузыкология.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Askin Yakov Fomich. Tvorcheskiy portret filosofa [Askin Yakov Fomich. A Creative Portrait of the Philosopher]. Edited by R. D. Klochkovskaya, O. I. Kulapina, G. N. Petrova. Saratov: Publishing House of the Saratov State University, 2002. 92 p.
3. Gvishiani N. B. Yazyk nauchnogo obshcheniya: voprosy metodologii [The Language of Scholarly Communication: Questions of Methodology]. 2nd Edition, Revised. Moscow: LKI, 2008. 280 p.
4. Kulapina O. I. Traktovka kategorii stilya v epistolyarnom nasledii B. L. Yavorskogo (iz perepiski s S. V. Protopopovym) [The Interpretation of Style in the Epistolary Legacy of Boleslav Yavorsky (from his Correspondence with Sergei Protopopoff)]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014. No. 4 (17), pp. 31–34.
5. Massina S. A. Spetsifika muzykovedcheskoy terminologii [The Specificity of Musicological Terminology]. Lingvisticheskie i sotsiokulturnye aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka [The Linguistic and Socio-Cultural Aspects of Teaching a Foreign Language]. Saratov, 2014, pp. 53–57.
6. Medushevsky V. V. Klyuchevye ponyatiya i predstavleniya [The Key Concepts and Perceptions]. Master-klass (15.11.2014) [Master Class]. URL: youtube.com/watch?v=hViBUMNJnIE.
7. Medushevsky V. V. Migratsii terminov i sistemnost’ nauki [Migration of Terms and the Systematic Nature of Scholarship]. URL: bookish.link/osnovyi-psihologii/medushevskiy-migratsii-terminov-sistemnost 24124.html.
8. Nazaykinsky E. V. Iskusstvo i nauka v deyatel’nosti muzykoveda [Art and Scholarship in the Activities of the Musicologist]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [Musical Art and Scholarship]. Issue 2. Moscow, 1973, pp. 3–16.
9. Nazaykinsky E. V. Terminy, ponyatiya, metafory… [Terms, Concepts, Metaphors ...]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1984. No. 10, pp. 70–81.
10. Ryzhkova N. A. Teoriya muzykal’nogo teksta M. G. Aranovskogo i perspektivy strukturno-semioticheskogo metoda [The Theory of the Musical Text of M. G. Aranovsky and the Prospects of the Structural-Semiotic Method]. Muzykovedcheskiy forum “Pamyati M. G. Aranovskogo”: tezisy dokladov (noyabr’ 2010) [The Musicological Forum “In memory of M. G. Aranovsky”: Abstracts (November 2010)]. URL: gnesinacademy.ru/userphoto/FileMuzForum2k10/Abstracts.pdf.
11. Kholopova V. N. Fenomen muzyki [The Phenomenon of Music]. Moscow; Berlin: Direkt-Media, 2014. 384 p.
12. Cherednichenko T. V. Terminologicheskaya sistema B. V. Asafieva (Na primere issledovaniya “Muzykal’naya forma kak protsess”) [The Terminological System of B. V. Asafiev (On the Example of the Book “Musical Form as a Process”)]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka: sb. st. [The Art of Music and Scholarship: A Collection of Articles]. Issue 3. Edited by E. V. Nazaykinsky. Moscow, 1978, pp. 215–229.
13. Shul’gin D. I. Slovar’ muzykovedcheskikh terminov i ponyatiy (pervoe avtorskoe media-izdanie) [A Dictionary of Musicological Terms and Concepts (the Author’s First Media Publication)]. 1st Edition. Moscow: Direkt-Media, 2013; 2st edition. Moscow: Direkt-Media, 2014. URL: ru.wikipedia.org/.../.
14. Gaudin F. Socioterminologie: une approche sociolinguistique de la terminologie [Socioterminology: a Sociolinguistic Approach to Terminology]. Publ. avec le concours de la Communauté française de Belgique, Service de la langue française. 1. ed. Bruxelles: Duculot, 2003. 286 p.
15. Temmerman R. Towards New Ways of Terminology Description. The sociocognitive approach. Terminology and Lexicography Research and Practice. 2000. No. 3. 276 p.