Природа и значение орнамента trillo в теории и вокальной практике эпохи барокко
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме аутентичного исполнения вокальной музыки эпохи барокко. Автор поднимает вопросы верной расшифровки итальянской трели XVII века, названной Дж. Каччини «trillo». В рассматриваемую эпоху музыкантами подразумевалась не известная в настоящее время осцилляционная трель, а украшение, основанное на постепенно ускоряющейся репетиции одного и того же тона.
Трилло считалось одним из самых сложных вокальных орнаментов эпохи барокко, исполнение которого не только определяло технический и художественный уровень певца, но и создавало необходимую техническую платформу для освоения колоратурной техники. Указывается, что в период с конца XVI до середины XVII столетия отсутствовала унифицированная система терминов, относящихся к характеристике орнаментов. Одни и те же приёмы в исполнении нередко назывались разными терминами: трилло, тремоло, трель. Запутана и сама специфика исполнения украшения, которое музыканты и сегодня зачастую сравнивают с вибрато.
В статье рассматриваются природа и значение орнамента трилло в трёх аспектах: историческом, теоретическом и практическом. Отмечается, что вокальное исполнение данного украшения предполагает экспрессию в связи с воплощением и передачей аффектов. В соответствии с этим автор выдвигает гипотезу о двух формах артикулирования трилло в вокальном исполнении: стаккатной и нон легатной.
В статье впервые в отечественном музыкознании вокальный орнамент «итальянское трилло» исследуется в двух его составляющих понятиях: декоративного орнамента, способствующего передаче аффекта, и основополагающего вокально-технического элемента в искусстве барокко. Решается вопрос, является ли трилло в вокальном исполнительстве эпохи барокко синонимом вибрато певческого голоса в современном его представлении.
Материал статьи и выводы будут полезны певцам, исполняющим барочную музыку, для стилистически верной её интерпретации, а также могут использоваться в учебных курсах истории вокального исполнительства на вокальных отделениях музыкальных колледжей
и факультетов вузов.
Ключевые слова: музыка барокко, историческое пение, орнаментация, итальянская трель, trillo, вибрато, тремоло, старинная музыка, вокальная техника, гибкость голоса, украшение
и аффект, вокально-исполнительская школа.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.