Messa di voce: историко-теоретические аспекты развития вокального орнамента

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Елена В. Круглова

Аннотация

Вокальное исполнение музыки XVII–XVIII столетий, согласно требованиям старинных мастеров, предполагало экспрессию для воплощения и передачи аффектов. В связи с этим важным компонентом в формировании сольного певца данного времени являлось овладение различными видами орнаментации, служащими основой выражения соответствующих чувств. В статье впервые в отечественном музыкознании рассматривается феномен messa di voce (филирования звука) в двух его составляющих аспектах: динамического орнамента и основополагающего вокально-технического элемента в искусстве bel canto.
В настоящее время messa di voce в вокальном образовании уделяется недостаточно внимания. В предлагаемой работе анализируются пути становления messa di voce, варианты его вокального воспроизведения в историческом ракурсе и делаются выводы о важности данного приёма для совершенствования как технической, так и выразительной сторон исполнения.
Материал статьи и выводы будут полезны певцам, исполняющим старинную музыку, для стилистически верной её интерпретации, а также могут быть использованы в учебных курсах истории вокального исполнительства и истории вокальных стилей на вокальных отделениях музыкальных колледжей и факультетов вузов.


Ключевые слова: обучение вокалистов, эпоха барокко, историческое пение, динамическая орнаментация, messa di voce, старинная музыка, вокальная техника, гибкость голоса, искусство звуковой светотени в барокко, вокально-исполнительская школа.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Круглова, Е. В. (2023). Messa di voce: историко-теоретические аспекты развития вокального орнамента . Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 51(2), 74–84. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1447
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Елена В. Круглова, Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова, г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, профессор