Музыкальная космогония
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Музыкальное искусство с древних времён ощущало свою
незримую взаимосвязь с планетарным миром. Музыкально-
космологические представления древних греков коренились
в мифах о Космосе, о противостоянии Хаоса и Гармонии. На
этой основе Пифагор и его последователи выработали учение
о гармонии сфер. Проблема этической и эстетической цен-
ности музыки связывалась в античной мысли с нормативны-
ми структурами ладов и ритмов. Музыкальная космология
Античности получила в позднейшие времена множество
всевозможных вариаций и метаморфоз. Средневековье тяго-
тело к абстрактным построениям, аллегориям, параллелям;
усиление интереса к музыкальной космологии наблюдает-
ся в эпоху Барокко. Главный вклад этого времени сделал И.
Кеплер, один из основоположников астрономии Нового вре-
мени, автор труда по теории музыки – «Мировая гармония».
В звуковом выражении идея космизации земного бытия стала
вызревать с начала ХХ века. Первопроходцем мировой му-
зыкальной космогонии стал А. Скрябин. Продолжением этой
ветви творчества можно считать серийную музыку А. Вебер-
на, абстракции тотального сериализма послевоенного аван-
гарда (П. Булез и др.). Космизм по-настоящему заявил о себе,
начиная с 1960-х годов, с появлением принципиально новых
звуковых техник. В числе первых крупных авторов, активно
использовавших ресурсы электроники, был К. Штокхаузен.
Яркие образцы сонорики принадлежат К. Пендерецкому.
Музыкальное искусство последних десятилетий настойчиво
фиксирует перспективу неотвратимого вытеснения и погло-
щения человеческой, земной цивилизации внеличной все-
ленской материей. Данный вектор исторического процес-
са последовательно раскрывал в симфониях А. Тертерян.
В соприкосновение с идеями современной художественной
космогонии входил А. Шнитке, у которого наиболее много-
стороннюю разработку эта проблема получила во Второй
симфонии.
Ключевые слова: Музыкальная космогония, идея косми-
зации земного бытия
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Boetsiy. Uteshenie filosofiey i drugie traktaty [Boethius. Consolation of Philosophy and Other Treatises]. Moscow: Nauka Press, 1996. 336 p.
3. Gertsman E. V. Pifagoreyskoe muzykoznanie [Pythagorean Musicology]. Saint-Petersburg: Academy of the Humanities Press, 2003. 384 p.
4. Evzlin M. Kosmogoniya i ritual [Cosmology and Ritual]. Moscow: Radiks Press, 1993. 337 p.
5. Shostakovich: mezhdu mgnoveniem i vechnost’yu [Shostakovich: Between the Moment and Eternity]. Saint Petersburg: Kompozitor Press, 2000. 920 p.