Исполнительские решения образного строя гайдновских клавирных сонат

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Amina I. Asfandyarova

Аннотация

В статье рассматривается интонационная лексика пасторали быстрых частей
фортепианных сонат Гайдна. Большинство семантических фигур используются во всех частях
сонатной экспозиции: формулы-клише, имитирующие звучание различных музыкальных
инструментов, лексика галантного стиля, интонации орнаментальной природы. Однако если
в медленных частях семантические фигуры выступают в условиях соответствия прямых
значений знаков художественной установке контекста (чаще всего – создания эффекта
меланхолической, созерцательной пасторали), то в ситуации быстрых темпов очевидно
иное – преобразующее – воздействие контекста на содержательное наполнение смысловых
структур. Формируются новые типы пасторали в сонатах Гайдна, при этом основным
регулятором в механизме смысловых трансформаций выступает темп. Автор статьи
представляет драматическую пастораль в ряде сонат Гайдна, где в отличие от идиллии
«менуэтных» частей, благодаря подвижному темпу создаётся эффект активного действия.
Драматический контекст выражается в первую очередь в развитии сюжетно-сценических
ситуаций, эмоциональных реакциях «действующих лиц». Чувственная природа пасторали
получает новый ракурс, который в различных театрально-драматических включениях
раскрывает множественность смысловых и эмоциональных оттенков пасторальной лирики.

Ключевые слова: классическая соната, Йозеф Гайдн, пастораль, интонационная лексика,
музыкальный тематизм.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Asfandyarova, A. I. (2019). Исполнительские решения образного строя гайдновских клавирных сонат. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 73–81. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.073-081
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Amina I. Asfandyarova, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Асфандьярова Амина Ибрагимовна, ректор, кандидат искусствоведения,
профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано, Лаборатория
музыкальной семантики,

Библиографические ссылки

1. Aranovskiy M. G. Simfonicheskie iskaniya: issledovatel'skie ocherki [Symphonic Quests: Research Essays]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1979. 287 p.
2. Asfand'yarova A. I. Fortepiano i sintezator. Tembrovye eskizy klavirnykh sonat Y. Gaydna [The Piano and the Synthesizer. Timbral Sketches of the Clavier Sonatas by Joseph Haydn]. St. Petersburg: Lan', 2017. 80 p.
3. Bulycheva A. Obmanchivaya yasnost'. Poetika rokoko v klavesinnykh p'esakh F. Kuperena [Deceptive Clarity: Poetics of the Rococo in the Harpsichord Pieces by Francois Couperin]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2001. No. 3, pp. 193–210.
4. Kazantseva L. P. Muzykal'nyy portret [The Musical Portrait]. Moscow: Konservatoriya, 1995. 124 p.
5. Konen V. D. Teatr i simfoniya. Rol' opery v formirovanii klassicheskoy simfonii [Theater and Symphony. The Role of Opera in the Formation of the Classical Symphony]. Moscow: Muzyka, 1975. 376 p.
6. Medushevskiy V. V. Chelovek v zerkale intonatsionnoy formy [The Human Being in the Mirror of the Intonational Form]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1980. No. 9, pp. 39–50.
7. Merkulov A. Redaktsii klavirnykh sochineniy Gaydna i Motsarta i problemy stilya interpretatsii [Editions of Clavier Works by Haydn and Issues of the Style of Interpretation]. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i pedagogika. Istoriya i sovremennost' [Musical Performance and Pedagogy: History and Modernity]. Compiled by T.A. Gaidamovich. Moscow, 1991, pp. 155–188.
8. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy [The Migrating Intonational Formula and Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 317 p.
9. Shaymukhametova L. N. Ob izuchenii sposobov transkriptsii klavirnykh sochineniy nachinayushchimi pianistami [About the Study of the Means of Transcription of Works for Clavier by Beginning Pianists. IKONI / ICONI. 2019. No. 2, pp. 116–127. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.2.116-127.
10. Yakimovich A. Ob istokakh i prirode iskusstva Vatto [On the Sources and the Nature of the Art of Watteau]. Zapadnoevropeyskaya khudozhestvennaya kul'tura XVIII veka [The 18th Century Western European Artistic Culture]. Edited by V. Prokof'ev. Moscow, 1980, pp. 41–79.