Исполнительские решения образного строя гайдновских клавирных сонат
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается интонационная лексика пасторали быстрых частей
фортепианных сонат Гайдна. Большинство семантических фигур используются во всех частях
сонатной экспозиции: формулы-клише, имитирующие звучание различных музыкальных
инструментов, лексика галантного стиля, интонации орнаментальной природы. Однако если
в медленных частях семантические фигуры выступают в условиях соответствия прямых
значений знаков художественной установке контекста (чаще всего – создания эффекта
меланхолической, созерцательной пасторали), то в ситуации быстрых темпов очевидно
иное – преобразующее – воздействие контекста на содержательное наполнение смысловых
структур. Формируются новые типы пасторали в сонатах Гайдна, при этом основным
регулятором в механизме смысловых трансформаций выступает темп. Автор статьи
представляет драматическую пастораль в ряде сонат Гайдна, где в отличие от идиллии
«менуэтных» частей, благодаря подвижному темпу создаётся эффект активного действия.
Драматический контекст выражается в первую очередь в развитии сюжетно-сценических
ситуаций, эмоциональных реакциях «действующих лиц». Чувственная природа пасторали
получает новый ракурс, который в различных театрально-драматических включениях
раскрывает множественность смысловых и эмоциональных оттенков пасторальной лирики.
Ключевые слова: классическая соната, Йозеф Гайдн, пастораль, интонационная лексика,
музыкальный тематизм.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Asfand'yarova A. I. Fortepiano i sintezator. Tembrovye eskizy klavirnykh sonat Y. Gaydna [The Piano and the Synthesizer. Timbral Sketches of the Clavier Sonatas by Joseph Haydn]. St. Petersburg: Lan', 2017. 80 p.
3. Bulycheva A. Obmanchivaya yasnost'. Poetika rokoko v klavesinnykh p'esakh F. Kuperena [Deceptive Clarity: Poetics of the Rococo in the Harpsichord Pieces by Francois Couperin]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2001. No. 3, pp. 193–210.
4. Kazantseva L. P. Muzykal'nyy portret [The Musical Portrait]. Moscow: Konservatoriya, 1995. 124 p.
5. Konen V. D. Teatr i simfoniya. Rol' opery v formirovanii klassicheskoy simfonii [Theater and Symphony. The Role of Opera in the Formation of the Classical Symphony]. Moscow: Muzyka, 1975. 376 p.
6. Medushevskiy V. V. Chelovek v zerkale intonatsionnoy formy [The Human Being in the Mirror of the Intonational Form]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1980. No. 9, pp. 39–50.
7. Merkulov A. Redaktsii klavirnykh sochineniy Gaydna i Motsarta i problemy stilya interpretatsii [Editions of Clavier Works by Haydn and Issues of the Style of Interpretation]. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i pedagogika. Istoriya i sovremennost' [Musical Performance and Pedagogy: History and Modernity]. Compiled by T.A. Gaidamovich. Moscow, 1991, pp. 155–188.
8. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy [The Migrating Intonational Formula and Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 317 p.
9. Shaymukhametova L. N. Ob izuchenii sposobov transkriptsii klavirnykh sochineniy nachinayushchimi pianistami [About the Study of the Means of Transcription of Works for Clavier by Beginning Pianists. IKONI / ICONI. 2019. No. 2, pp. 116–127. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.2.116-127.
10. Yakimovich A. Ob istokakh i prirode iskusstva Vatto [On the Sources and the Nature of the Art of Watteau]. Zapadnoevropeyskaya khudozhestvennaya kul'tura XVIII veka [The 18th Century Western European Artistic Culture]. Edited by V. Prokof'ev. Moscow, 1980, pp. 41–79.