Образы инструментальных дуэтов в текстах клавирных сонат Й. Гайдна и их воплощение средствами современного фортепиано

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Amina I. Asfandyarova

Аннотация

Стилевая интерпретация и образно-смысловая выразительная артикуляция сонат Гайдна ставят непростые
задачи перед педагогами-музыкантами и учащимися. Клавирные сонаты Гайдна часто интерпретируют в
традициях более позднего времени, что противоречит индивидуальному авторскому стилю и интонационной
лексике произведений. Ключом к регламентированной авторским стилем артикуляции могут служить
акустические образы инструментальных ансамблей, отчётливо отмеченных в музыкальной графике. Их
расшифровка позволяет более точно ставить художественные задачи выразительного и осмысленного
исполнения.
В статье представлены исполнительские эскизы и сценарии, применяемые в процессе освоения клавирных
сонат Й. Гайдна и ориентированные на формирование навыков артикуляции. Практические разработки
заданий предполагают тембровое воспроизведение фрагментов сонат средствами цифрового фортепиано
или клавишного синтезатора. Автор показывает опыт работы над эскизами на уровне музыкальной темы,
рассматривая её с точки зрения воплощения акустических образов инструментальных дуэтов: однотембровых
(скрипки и альта, скрипки и виолончели), разнотембровых (флейты и клавесина, флейты и виолончели).
Простота изложения и ясная графика расположения инструментов с их типовым регистровым делением
на «высокие» и «низкие» содержит большой креативный потенциал для последующих вариантных
инструментально-ансамблевых преобразований. Практика любительского музицирования подсказывает много
подобных возможностей, некоторые из которых демонстрируются в статье: замена тембра солирующего
инструмента, развёртывание дуэта в квартет, приём вертикальной перестановки тембров.
Предложенные творческие задания помогают не только воспитывать тембровое мышление, но и
формировать навыки грамотной артикуляции в работе с клавишными инструментами различной конструкции.

Ключевые слова: Й. Гайдн, клавирные сонаты Гайдна, клавишный синтезатор, цифровое фортепиано,
инструментальный дуэт.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Asfandyarova, A. I. (2017). Образы инструментальных дуэтов в текстах клавирных сонат Й. Гайдна и их воплощение средствами современного фортепиано. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 108–114. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.108-114
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Amina I. Asfandyarova, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Асфандьярова Амина Ибрагимовна, ректор, кандидат искусствоведения, профессор,
заведующая кафедрой специального фортепиано

Библиографические ссылки

1. Asfandyarova A. I. Znaki-obrazy muzykal'nykh instrumentov v khudozhestvennom kontekste pastoral'nykh tem fortepiannykh sonat Y. Gaydna [The Sign-Figures of Musical Instruments and the Artistic Context of Joseph Haydn’s Pastoral Sonatas]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2007. № 1 (1), pp. 100–114.
2. Asfandyarova A. I. Pastoral'nye obrazy klavirnykh sonat Y. Gaydna (Intonatsionnaya leksika i ispolnitel'skaya artikulyatsiya) [Pastoral Images in Joseph Haydn’s Keyboard Sonatas (Intonational Vocabulary and Performance Articulation)]. Lap Lambert Academic Publishing: Saarbrucken, Deutschland, 2014. 204 p.
3. Asfandyarova A. I. O nekotorykh sposobakh voploshcheniya obrazov pastorali v finalakh fortepiannykh sonat Gaydna [About Certain Means of Manifestations of Images of the Pastorals in the Finales of Haydn’s Keyboard Sonatas]. Muzykal'nyy tekst i ispolnitel': sb. st. [The Musical Text and the Performer: a Compilation of Articles]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2004, pp. 93–113.
4. Gordeeva E. V. Klavirnye teksty I. S. Bakha: praktika muzitsirovaniya epokhi barokko i ee otrazhenie v smyslovykh strukturakh i akusticheskikh obrazakh muzykal'nogo teksta [Keyboard Works by J. S. Bach: The Practice of Music-Making of the Baroque Period and its Reflection in the Semantic Structures and Acoustic Images of the Musical Text]. Lap Lambert Academic Publishing: Saarbrucken, Deutschland, 2014. 224 p.
5. Morein K. N. Klavirnyy urtekst kak ansamblevaya partitura v khudozhestvennoy kul'ture barokko [The Keyboard Urtext as the Ensemble Score in Baroque Artistic Culture]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2012. № 1 (10), pp. 98–102.
6. Morein K. N. Leksikografiya akusticheskikh obrazov muzykal'nykh instrumentov v klavirnykh sonatakh D. Skarlatti [Acoustic Images of Musical Instruments in the Keyboard Sonatas of Domenico Scarlatti]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2011. № 2 (9), pp. 165–170.