Образы инструментальных дуэтов в текстах клавирных сонат Й. Гайдна и их воплощение средствами современного фортепиано
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Стилевая интерпретация и образно-смысловая выразительная артикуляция сонат Гайдна ставят непростые
задачи перед педагогами-музыкантами и учащимися. Клавирные сонаты Гайдна часто интерпретируют в
традициях более позднего времени, что противоречит индивидуальному авторскому стилю и интонационной
лексике произведений. Ключом к регламентированной авторским стилем артикуляции могут служить
акустические образы инструментальных ансамблей, отчётливо отмеченных в музыкальной графике. Их
расшифровка позволяет более точно ставить художественные задачи выразительного и осмысленного
исполнения.
В статье представлены исполнительские эскизы и сценарии, применяемые в процессе освоения клавирных
сонат Й. Гайдна и ориентированные на формирование навыков артикуляции. Практические разработки
заданий предполагают тембровое воспроизведение фрагментов сонат средствами цифрового фортепиано
или клавишного синтезатора. Автор показывает опыт работы над эскизами на уровне музыкальной темы,
рассматривая её с точки зрения воплощения акустических образов инструментальных дуэтов: однотембровых
(скрипки и альта, скрипки и виолончели), разнотембровых (флейты и клавесина, флейты и виолончели).
Простота изложения и ясная графика расположения инструментов с их типовым регистровым делением
на «высокие» и «низкие» содержит большой креативный потенциал для последующих вариантных
инструментально-ансамблевых преобразований. Практика любительского музицирования подсказывает много
подобных возможностей, некоторые из которых демонстрируются в статье: замена тембра солирующего
инструмента, развёртывание дуэта в квартет, приём вертикальной перестановки тембров.
Предложенные творческие задания помогают не только воспитывать тембровое мышление, но и
формировать навыки грамотной артикуляции в работе с клавишными инструментами различной конструкции.
Ключевые слова: Й. Гайдн, клавирные сонаты Гайдна, клавишный синтезатор, цифровое фортепиано,
инструментальный дуэт.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Asfandyarova A. I. Pastoral'nye obrazy klavirnykh sonat Y. Gaydna (Intonatsionnaya leksika i ispolnitel'skaya artikulyatsiya) [Pastoral Images in Joseph Haydn’s Keyboard Sonatas (Intonational Vocabulary and Performance Articulation)]. Lap Lambert Academic Publishing: Saarbrucken, Deutschland, 2014. 204 p.
3. Asfandyarova A. I. O nekotorykh sposobakh voploshcheniya obrazov pastorali v finalakh fortepiannykh sonat Gaydna [About Certain Means of Manifestations of Images of the Pastorals in the Finales of Haydn’s Keyboard Sonatas]. Muzykal'nyy tekst i ispolnitel': sb. st. [The Musical Text and the Performer: a Compilation of Articles]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2004, pp. 93–113.
4. Gordeeva E. V. Klavirnye teksty I. S. Bakha: praktika muzitsirovaniya epokhi barokko i ee otrazhenie v smyslovykh strukturakh i akusticheskikh obrazakh muzykal'nogo teksta [Keyboard Works by J. S. Bach: The Practice of Music-Making of the Baroque Period and its Reflection in the Semantic Structures and Acoustic Images of the Musical Text]. Lap Lambert Academic Publishing: Saarbrucken, Deutschland, 2014. 224 p.
5. Morein K. N. Klavirnyy urtekst kak ansamblevaya partitura v khudozhestvennoy kul'ture barokko [The Keyboard Urtext as the Ensemble Score in Baroque Artistic Culture]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2012. № 1 (10), pp. 98–102.
6. Morein K. N. Leksikografiya akusticheskikh obrazov muzykal'nykh instrumentov v klavirnykh sonatakh D. Skarlatti [Acoustic Images of Musical Instruments in the Keyboard Sonatas of Domenico Scarlatti]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2011. № 2 (9), pp. 165–170.