О старинной танцевальной музыке и возможностях её изучения в детской музыкальной школе
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Необходимым аспектом музыкального образования, начиная с его школьной ступени, является освоение самого «языка» музыки с его специфическими возможностями. В процессе этого освоения большого внимания заслуживают жанровые средства музыки, поскольку жанры, как правило, отличаются высокой степенью внутренней корреляции стилистических и содержательных признаков. Музыкальный язык обладает обширными и непрерывно обновляющимися фондами «лексики», богатство которой обусловлено не только собственно жанровым многообразием музыки, но и многообразием форм её воплощения в композиторском творчестве. Необходимой базой жанрового подхода является знакомство с самими жанрами и способность их непосредственного распознавания. Сквозь призму «жанровых основ» в детском восприятии обретают черты живой реальности и языковой конкретности все остальные стороны музыкального искусства. В статье данный тезис раскрывается на примере освоения «лексики» старинной танцевальной музыки (Ренессанса и Барокко). Предлагается адаптированная для начальной ступени образования методика творческой практической работы,
в основе которой лежит деятельностное обращение к музыкальным «моделям»; однако принципы этой методики применимы и в контексте исторически ориентированных дисциплин среднего и вузовского звена, особенно по исполнительским специальностям.
Ключевые слова: музыкальное образование, жанр, жанровость, старинные танцы, сарабанда, композиционно-гармоническая формула.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bayazitova D. I. Semanticheskie figury plasticheskoy etimologii v tekste p’es detskogo fortepiannogo repertuara: ocherk [Semantic Figures of Plastic Etymology in the Musical Text of Pieces forming the Piano Repertoire of Children: an Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, 2007. 39 p.
3. Vasil’eva-Rozhdestvenskaya M. V. Istoriko-bytovoy tanets [Historical and Vernacular Dance]. 2nd edition, revised. Moscow: Iskusstvo, 1987. 382 p.
4. Voloshin M. A. Liki tvorchestva [Faces of Creativity]. Ed. by B. F. Egorov, V. A. Manuylov. Leningrad: Nauka, 1988. 848 p.
5. Gorodilova M. V., Korobova A. G., Shabalina L. K., Sheludyakova O. E. Shkol’noe sol’fedzhio: teoreticheskie osnovy prakticheskogo kursa: uchebnoe posobie po kursu «Metodika prepodavaniya muzykal’no-teoreticheskikh distsiplin» dlya studentov muzykal’nykh vuzov [School Solfeggio: Theoretical Foundations of the Practical Course: Textbook for the Course of “Methods of Teaching Music Theory Disciplines” for Students of Higher Musical Educational Institutions]. Ekaterinburg: Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory, 2014. 133 p.
6. Druskin M. S. Klavirnaya muzyka Ispanii, Anglii, Niderlandov, Frantsii, Italii i Germanii XVI–XVIII vekov [Keyboard Music of Spain, England, Netherlands, France, Italy and Germany from the 16th to the 18th Centuries]. Moscow: Muzgiz, 1961. 284 p.
7. Druskin M. S. Ocherki po istorii tantseval’noy muzyki [Essays on the History of Dance Music]. Leningrad: The Leningrad Philharmonic, 1936. 204 p.
8. Kirillina L. V. Metamorfozy menueta [Metamorphoses of the Minuet]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1998. No. 1, pp. 133–136.
9. Konen V. Dzh. Teatr i simfoniya (rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii) [The Theatre and Symphony (the Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony)]. 2nd edition. Moscow: Muzyka, 1975. 291 p.
10. Krasovskaya V. M. Zapadnoevropeyskiy baletnyy teatr: ocherki istorii: ot istokov do serediny XVIII veka [Western European Ballet Theatre: Essays on the History: From the Origins to the Mid-18th Century]. Moscow: Iskusstvo, 1979. 295 p.
11. Livanova T. N. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda: uchebnik. V 2 t. T. 2: XVIII vek [History of Western European Music up to 1789: A Textbook. In 2 vol. Vol. 2: XVIII]. 2nd Edition, revised and enlarged. Moscow: Muzyka, 1982. 622 p.
12. Materialy i dokumenty po istorii muzyki. T. 2: XVIII vek (Italiya, Frantsiya, Germaniya, Angliya) [Materials and Documents on the History of Music. Vol. 2: The 18th Century (Italy, France, Germany, England)]. Translations from Italian, French, German and English edited by M. V. Ivanov-Boretsky. Moscow: Muzgiz, 1934. 604 p.
13. Medushevsky V. V. Intonatsionnaya forma muzyki: issledovanie [Intonational Form of Music: Research]. Moscow: Kompozitor, 1993. 262 p.
14. Pylaeva L. D. Stsenicheskiy tanets frantsuzskogo barokko: fenomen «bezmolvnoy ritoriki» [The Stage Dance of the French Baroque: the Phenomenon of the “Silent Rhetoric”]. Perm State Pedagogical University, 2010. 224 p.
15. Pylaeva L. D. Frantsuzskaya kuranta XVII veka: k istorii tantsa barokko [The 17th Century French Courante: on the History of Baroque Dance]. Starinnaya muzyka [Early Music]. 2008. No. 3, pp. 16–21.
16. Pylaeva L. D. Frantsuzskiy danse chantée i ponyatie «kharakter» v muzyke epokhi Lyudovika XIV [The French Danse Chantée and the Concept of “Character” in the Music of the Age of Louis XIV]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2013. No. 374, pp. 76–78.
17. Stravinsky I. F. Dialogi. Vospominaniya. Razmyshleniya. Kommentarii [Dialogues. Memoirs. Reflections. Commentaries]. Compilation, redaction and general edition of M. S. Druskin. Leningrad: Muzyka, 1971. 415 p.
18. Khudekov S. N. Vseobshchaya istoriya tantsa [General History of Dance]. Moscow: Eksmo, 2010. 608 p.
19. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 265 p.
20. Shaymukhametova L. N., Gvozdeva S. V. Pereintonirovanie kak sposob resheniya elementarnykh khudozhestvennykh zadach v kurse garmonii [Re-Intonating as a Means for Solving Elementary Artistic Tasks in a Harmony Course]. Voprosy optimizatsii uchebnogo protsessa v muzykal’nom vuze: sb. tr. [Questions of Optimization of the Educational Process in Higher Musical Educational Institutions: Compilation of Works]. Issue 125. Responsible editors Yu. N. Rags, L. N. Shaymukhametova. Russian Gnessins’ Academy of Music. Moscow, 1993, pp. 26–47.
21. Shaymukhametova L. N., Trunina L. S., Bol’shakova T. S. Rolevye igry v klasse fortepiano. Syuzhety muzitsirovaniya v tantseval’nykh p’esakh zapadnoevropeyskogo barokko: uchebnoe posobie dlya DShI s videoprilozheniem [Role-Playing Games in Piano Classes. Subjects for Music-Making in the Dance Pieces of the Western European Baroque: a Tutorial Manual for Children’s Music Schools with Video Supplement]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, 2013. 28 p.
22. Coorevits E., Moelants D. Tempo in Baroque Music and Dance. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. 2016. Vol. 33, No. 5, pp. 523–545.
23. Gstrein R. Die Sarabande: Tanzgattung und Musikalischer Topos [The Sarabande: Dance Genre and Musical Topos]. Innsbruck: Studien-Verlag, 1997. 234 S.
24. Hudson R. The Concept of Mode in Italian Guitar Music during the First Half of the 17th Century. Acta Musicologica. 1970. 42 Fasc. 3/4, pp. 163–183.
25. Hudson R., Little M.E. Sarabande. The New Grove Dictionary of Music and Musicians: In 29 vol. Vol. 22. London; N.Y., 2001. URL: http://www2.ouk.edu.tw/yen/grove/Entries/S24574.htm.
26. Pruiksma R. Pomey Rewrites Scudéry: The Novel Source for Pomey’s Rhetorical Sarabande Description. Early Music. 2015. Volume 43, Issue 3, pp. 383–395.
27. Stevenson R. (Transl.: Ch. Blume) Sarabande. Die Musik in Geschichte und Gegenwart [The Music in History and the Present]. In 17 Vol. Ed. by von. F. Blume. Vol. 11. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1963 (CD-ROM).
28. Waxman D. Invitation to the Baroque Dance (The Repertoire of Baroque Keyboard Dance Music, Distinguishing the Minuet, the Gavotte and the Sarabande). Piano & Keyboard. 2000. Jan.-Feb. (No. 202), pp. 42–47.