Новый певческий обиход ХХ столетия: монастырские богослужебные сборники конца ХХ века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена современной традиции православного духовного творчества, новым сборникам
богослужебных песнопений, объединяющим значительное количество духовных сочинений, транскрипций и
гармонизаций, в совокупности образующих «новый обиход ХХ столетия». Предметом рассмотрения стало
духовное творчество архимандрита Матфея (Мормыля) и диакона Сергия (Трубачёва).
Составленные ими певческие сборники не получили название «Обиход», однако песнопения объединялись
в сборники на основе определённого чинопоследования (например, песнопения Всенощного бдения или
Литургии). И что характерно для древнерусских Обиходов, они располагались в порядке следования в обряде.
При этом показательно, что сохранялась древнерусская традиция составления сборника – последовательно
излагались несколько вариантов одного и того же песнопения: как разных распевов, так и одного распева, но
для разных составов.
В качестве первоисточника в сборниках были задействованы все виды древнерусских распевов: знаменный,
демественный, путевой, киевский, греческий, монастырские традиции, а также партитуры и избранные голоса
строчного многоголосия, что согласуется с многораспевностью, весьма характерной для певческих Обиходов
Древней Руси.
Таким образом, полнота представленных сборников, сложная структура, разнообразие типов песнопений,
опора на древнерусскую и современную монастырскую традиции позволяют сделать вывод о рождении в
современной духовной музыке нового типа Обихода, соединяющего прошлое, настоящее и будущее русского
православного музыкального искусства.
Ключевые слова: русская духовная музыка, православный обиход, богослужебный сборник, монастырская
певческая традиция.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kovalev A. B. Voprosy stanovleniya i razvitiya russkoy dukhovnoy muzyki [Questions of Formation and Development of Russian Sacred Music]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Disciplines, Culturology and Art History. Questions of Theory and Practice]. 2015. No. 10–2, pp. 85–87.
3. Lozinskaya V. P. Russkaya dukhovnaya klassicheskaya muzyka [Russian Classical Sacred Music]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Siberian Federal University. Krasnoyarsk, 2015. 235 p.
4. Potemkina N. A. Sovremennoe pravoslavnoe bogosluzhebnoe penie i dukhovnaya muzyka rubezha XX– XXI vv. [Contemporary Orthodox Christian Liturgical Chant and Sacred Music of the Turn of 20th and 21st Centuries]. Uchenye zapiski RAM im. Gnesinykh [Scholarly Notes of the Russian Gnesins’ Academy of Music]. 2016. No. 3, pp. 65–76.
5. Polozova I. V. Bogosluzhebnoe penie v Rossii XVIII – nachala XX stoletiy [Church Service Singing in Russia from the 18th to the Early 20th Centuries]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 1, pp. 69–74. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.069-074.
6. Trubachev Sergiy, diakon. Izbrannoe: stati i issledovaniya [Selected Articles and Research Works]. Moscow: Progress-Pleyada, 2005. 720 p.
7. Roccasalvo J. L. The Znamenny Chant. The Musical Quarterly. 1990. Vol. 74, No. 2, pp. 217–241.
8. Shrock D. Choral Repertoire. Oxford: Oxford University Press. 2009. 795 p.
9. Swan A. J. The Znamenny Chant of the Russian Church. Part 1. The Musical Quarterly. 1940. Vol. 26, No. 2, pp. 232–243.
10. Swan A. J. Harmonization of the Old Russian Chants. Journal of the American Musicological Society. 1949. Vol. 2, No. 2, pp. 83–86.
11. Morosan V. Russian Choral Repertoire. Di Grazia, D. M. Nineteenth-Century Choral Music. Routledge, 2013. 436 p.
12. Velimirovic M. The Present status of Research in Slavic Chant. Acta Musicologica. 1972. Vol. 44, Fasc. 2. 251 p.
13. Unger M. P. Historical Dictionary of Choral Music. Metuchen, New-Jersey: Scarecrow Press. 2010. 584 p.