Домровые штрихи и их корреляция со штрихами других инструментов
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье автор выявляет соотношение домровых штрихов со
штрихами других инструментов, в частности, скрипкой, ба-
яном и фортепиано. Необходимость этого возникла в связи
с распространённой практикой переложений для домры, где
штрихи в новых инструментальных условиях требуют пере-
осмысления. Актуальность вопроса о домровых штрихах
обусловлена его неизученностью и отсутствием в методи-
ческих и нотных текстах единой системы указаний и стро-
гого понятийно-терминологического аппарата. Автор статьи
уточняет определение категории штриха, который осмысли-
вается составной частью артикуляции; предлагает класси-
фикацию домровых штрихов, зафиксированных в специ-
альной таблице; распределяет основные и дополнительные
штрихи в направлении от legatissimo к staccatissimo; даёт
наглядную таблицу аппликатуры и позиций на трёхструн-
ной малой домре, что может способствовать наиболее точ-
ному озвучиванию штрихов для достижения желаемой ар-
тикуляции. В статье предпринята попытка научного подхода
в описании и уточнении каждого из группы слитных и раз-
дельных штрихов. Принципиально важным при этом стало
привлечение (с учётом звукообразования на домре) положе-
ний М. Имханицкого о роли в артикуляционно-штриховой
системе факторов не только слитности-раздельности, а и
акцентности-безакцентности.
Ключевые слова: домра, штрих, артикуляция, слитность-
раздельность, акцентность-безакцентность
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Braudo I. A. Artikulyatsiya: o proiznoshenii melodii [Articulation – On Pronunciation of Melody]. Leningrad: Muzgiz, 1961. 196 p.
3. Govorushko P. I. Osnovy igry na bayane [The Basics of Playing the Accordion]. Moscow: Muzyka Press, 1966. 78 p.
4. Yegorov B. M. Sredstva artikulyatsii i shtrikhi na bayane [The Means of Articulation and Strokes on the Accordion]. Voprosy professional’nogo vospitaniya bayanista [Questions of the Professional Education of an Accordionist]. Moscow: GMPI im. Gnesinykh. Issue 48, 1980, pp. 86–112.
5. Yegorov B. M. K voprosu o sistematizatsii bayannykh shtrikhov [Concerning the Question of Systematizing the Accordion Strokes]. Bayan i bayanisty [The Accordion and Accordionists]. Issue 6. Moscow, 1984, pp. 104–128.
6. Imkhanitskiy M. I. Novoe ob artikylyatsii i shtrikhakh na bayane [New Material on Articulation and Strokes on the Accordion]. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 1997. 44 p.
7. Lips F. R. Iskusstvo igry na bayane [The Art of Playing the Accordion]. Moscow: Muzyka, 1985. 157 p.
8. Mal’ter L. I. Tablitsy po instrumentovedeniyu [Tables for Instrument Studies]. Third Edition. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1972. 135 p.
9. Nazaykinskiy E. V. O psikhologii musikal’nogo vospriyatiya [On the Psychology of Musical Perception]. Moscow: Muzyka Press, 1972. 384 p.
10. Onegin A. E. Shkola igry na bayane: uchebnoe posobie [The School of Playing the Accordion: a Tutorial Manual]. Moscow: Muzyka Press, 1990. 226 p.
11. Rogal’-Levitskiy D. M. Besedy ob orkestre [Conversations about the Orchestra]. Moscow: Muzgiz, 1961. 288 p.
12. Spetsial’nyy klass tryokhstrunnoy domry: programma dlya detskikh i vechernikh muzykal’nykh shkol [A Specialized Class of Performance on the Three-Stringed Domra. Program for Children’s and Evening Musical Schools]. Moscow: Vsesoyuzny metodichesky kabinet po uchebnym zavedeniyam iskusstv I kultury, 1978. 72 p.
13. Stavitskiy Z. I. Nachal’noe obuchenie igre na domre [Beginning Instruction for Playing the Domra]. Leningrad: Muzyka Press, 1984. 64 p.