Домровое искусство в различных контекстах музыкального творчества
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
106
Музыкальная ку льт ура России
В статье зафиксированы заметные модификации, обеспечившие пребывание домрового искусства в реестре
академического. Отмечен и факт сохранения самобытных знаков его изначальной органики. Эти два обсто-
ятельства объясняют устойчивое восприятие домры как народно-академического инструмента, способного в
зависимости от репертуара, манеры игры, природы мышления музыкантов склоняться в ту или иную сторону.
В связи с обсуждением понятия «академический статус» в статье высказывается гипотеза о взаимодействии
процессов академизации и интернационализации. Ракурс рассуждений, исходящий из теории В. Конен о трёх
пластах искусства – фольклорном, профессиональном и так называемом «третьем пласте», позволил укрепить
тезис о том, что в различных проявлениях и на разных этапах развития домровое искусство может относиться
к любому из них. Непростая история этого инструмента пришла ныне к тому этапу, когда он стоит в одном
ряду с профессиональными академическими явлениями и занимает свою нишу в музыкальной культуре совре-
менности.
Ключевые слова: домра, пласты культуры, академизация, центр и периферия, интернационализация.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Varlamov D. I. Metamorfozy narodnogo muzykal’nogo instrumentariya: monografiya [The Metamorphosis of Folk Musical Instruments: a Monographic Work]. Moscow: Kompozitor, 2009. 180 р.
3. Vertkov K. A. Russkie narodnye instrumenty [Russian Folk Instruments]. Leningrad: Muzyka, 1975. 280 p.
4. Galitskaya S. P. O professionalizme v traditsionnoy muzykal’noy kul’ture [On Professionalism in Traditional Musical Culture]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 4, pp. 5–14.
5. Elemanova S. A. Ponyatie «professionalizma ustnoy traditsii» i kazakhskaya pesennaya kul’tura: novye i starye voprosy [The Concept of “Professionalism of the Oral Tradition” and the Kazakh Song Culture: New and Old Issues]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 4 (17), pp. 57–62.
6. Imkhanitsky M. I. Istoriya ispolnitel’stva na russkikh narodnykh instrumentakh: ucheb. posobie dlya muz. vuzov i uchilishch [History of Performance on Russian Folk Instruments: Textbook for Music Schools and Colleges]. Moscow: Gnessin Russian Academy of Music, 2002. 351 p.
7. Kartashova T. V. Up-shastriya kak zvukovoy simvol muzykal’noy kul’tury Yuzhnoy Azii [Up-shastriya as a Sonar Symbol of the Musical Culture of South Asia]. Iskusstvo kak fenomen kul’tury: traditsii i perspektivy [Art as a Cultural Phenomenon: Tradition and Perspectives]. Moscow, 2015, pp. 147–155.
8. Konеn V. Dzh. Tretiy plast: novye massovye zhanry v muzyke XX veka: monografiya [The Third Stratum: New Mass Genres in 20th Century Music: Monographic Work]. Moscow: Muzyka, 1994. 160 p.
9. Sokhor A. N. O massovoy muzyke [About Mass Music]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Issues of Theory and Aesthetics of Music]. Issue 13. Leningrad, 1974, pp. 3–31.
10. Trembovelskiy E. B. Organizatsiya kul’turnogo prostranstva Rossii: otnoshenie tsentrov i periferii [The Organization of the Cultural Space in Russia: Attitudes in the Centres and the Periphery]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2003, No. 2, pp. 132–137.
11. Atre P. Enlightening the Listener. Contemporary North Indian Classical Vocal Music Performance. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd, 2000. 154 p.
12. Delalande F. Postscript: Music Composition, Creativity and Collaboration. Musicae scientiae, 2016, pp. 457–461.
13. Goldman J. Text and Beyond. The Process of Music Composition from the 19th to the 20th Century. Ut Orpheus, 2016. 320 p.
14. Prior N. Critique and Renewal in the Sociology of Music: Bourdieu and Beyond. Cultural Sociology, 2011, pp. 121.
15. Tymoczko D. Geometry of Music. Harmony and Counterpoint in the Extended Common Practice. New York: Oxford University Press, 2011. 450 p.