О семиотических аспектах музыкальной интерпретации
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье обосновывается необходимость разработки теоретических основ музыкальной интерпретации клавирного текста с точки зрения семантического анализа первоначального – композиторского текста. Автор знакомит с результатами деятельности проблемной научно-исследовательской Лаборатории Уфимской государственной академии искусств, возглавляемой профессором, доктором искусствоведения Л. Н. Шаймухаметовой.
Ключевые слова: теория интерпретации, методология семантического анализа, клавирный текст, практическая семантика
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovskiy M. G. Zametki o tvorchestve // Sovetskaya muzyka. — 1981. — № 9. — C. 16–22.
3. Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst: struktura i svoystva. — M., 1998.
4. Aranovskiy M. G. Simfonicheskie iskaniya: issledovatel'skie ocherki. — L., 1979.
5. Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess. Kn. 2. Intonatsiya // Asaf'ev B. V. Izbrannye trudy. T. 5. — M., 1957. — S. 163–276.
6. Asfand'yarova A. I. Intonatsionnaya leksika obrazov pastorali v tematizme fortepiannykh sonat Y. Gaydna: issledovanie. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGAI, 2007.
7. Baykieva R. M. Smyslovye struktury muzykal'nogo teksta v p'esakh detskogo fortepiannogo repertuara // Problemy muzykal'noj nauki. — 2008. — № 2. — S. 203–209.
8. Barenboym L. A. «Dognat' i peregnat' Bakha?» // Barenboym L. A. Za polveka. Ocherki. Stat'i. Materialy. — L., 1989. — S. 223–228.
9. Bayazitova D. I. Intonatsionnaya leksika v soderzhanii proizvedeniy detskogo fortepiannogo repertuara: dis. … kand. iskusstvovedeniya. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki, 2008.
10. Bayazitova D. I. O semanticheskoy svyazi zagolovka i smyslovykh struktur muzykal'nogo teksta (na primerakh p'es detskogo fortepiannogo repertuara) // Problemy muzykal'noj nauki. — 2008. — № 2. — S. 210–213.
11. Berlyanchik M. M. K probleme raskrytiya khudozhestvenno-obraznoy soderzhatel'nosti muzyki v ispolnitel'stve // Khudozhestvennyy obraz v ispolnitel'skom iskusstve. Voprosy muzykal'nogo ispolnitel'stva i pedagogiki: mezhvuz. sb. st. / red.-sost. A. A. Glazunov. — Magnitogorsk, 2004. — S. 22–36.
12. Voprosy muzykal'nogo soderzhaniya: sb. tr. RAM im. Gnesinykh. — M., 1996. — Vyp. 136.
13. Gordeeva E. V. Muzykal'naya leksikografiya stsen i obrazov muzitsirovaniya v klavirnykh p'esakh «Frantsuzskikh syuit» I.-S. Bakha // Problemy muzykal'noj nauki. — 2008. — № 2. — S. 198–202.
14. Interpretatsiya muzykal'nogo proizvedeniya v kontekste kul'tury: sb. tr. / RAM im. Gnesinykh. — M., 1994. — Vyp. 129.
15. Kazantseva L. P. Avtor v muzykal'nom soderzhanii: monografiya / RAM im. Gnesinykh. — M., 1998.
16. Kazantseva L. P. Muzykal'nyy portret. — M., 1995.
17. Kirichenko P. V. Semanticheskie aspekty raboty ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere klavirnykh proizvedeniy XVII— XVIII vv.): dis. … kand. iskusstvovedeniya. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki, 2002.
18. Kogan G. M. O rabote muzykanta-pedagoga. Osnovnye printsipy // Voprosy muzykal'noy pedagogiki: sb. st. / red.-sost. V. A. Natanson. — M., 1979. — Vyp. 1. — S. 71–85.
19. Korman B. O. Lirika Nekrasova. — Izd. 2-e, pererab. i dop. — Izhevsk, 1978.
20. Kopchevskiy N. A. «Muzyka zhiva mysl'yu…» // Sovetskaya muzyka. — 1972. — № 10. — S. 94–96.
21. Kuznetsova N. M. Netraditsionnye formy raboty nad polifonicheskimi proizvedeniyami I.-S. Bakha v klasse obshchego fortepiano: metodicheskaya razrabotka. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGII, 2001. — (V pomoshch' slushatelyam FPK).
22. Kuznetsova N. M. Tvorcheskoe vzaimodeystvie ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I.-S. Bakha dlya klavira): dis. … kand. iskusstvovedeniya. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki, 2005.
23. Lotman Yu. M. Semiosfera. Kul'tura i vzryv. Vnutri myslyashchikh mirov. Stat'i. Issledovaniya. Zametki (1968—1992). — SPb., 2004.
24. Lotman Yu. M. Struktura khudozhestvennogo teksta // Lotman Yu. M. Ob iskusstve. — SPb., 2005. — S. 13–285.
25. Medushevskiy V. V. Chelovek v zerkale intonatsionnoy formy // Sovetskaya muzyka. — 1980. — № 9. — C. 39–48.
26. Mel'nikova N. I. Fortepiannoe ispolnitel'stvo kak kul'turologicheskiy fenomen: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. — Novosibirsk, 2002.
27. Muzykal'noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. III Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. / otv. red.-sost. L. N. Shaymukhametova. — Ufa, 2005.
28. Muzykal'nyy tekst i ispolnitel': sb. st. / otv. red.-sost. L. N. Shaymukhametova. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGAI, 2004.
29. Neygauz G. G. Ob iskusstve fortepiannoy igry. Zapiski pedagoga. — Izd. 4-e. — M.: Muzyka, 1982.
30. Rappoport S. Kh. Priroda iskusstva i spetsifika muzyki // Esteticheskie ocherki. Izbrannoe: sb. st. / sost. I. A. Konstantinov, S. Kh. Rappoport. — M., 1980. — S. 63–102.
31. Savshinskiy S. I. Rabota pianista nad muzykal'nym proizvedeniem. — M., 2004.
32. Semantika starinnogo urteksta: sb. st. / otv. red.-sost. L. N. Shaymukhametova. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGII, 2002.
33. Taraeva G. R. Interpretatsiya kak uchebnaya distsiplina v vuze // Sovetskaya muzyka. — 1982. — № 7. — S. 63–68.
34. Teplov B. M. K. N. Igumnov o tvorcheskom puti i ispolnitel'skom iskusstve pianista: iz besed s psikhologami // Psikhologiya i psikhofiziologiya individual'nykh razlichiy. — M.; Voronezh, 2004. — S. 132–214.
35. Kholopova V. N. Muzykal'noe soderzhanie: zov kul'tury — nauka — pedagogika // Muzykal'naya akademiya. — 2001. — № 2. — C. 34 –41.
36. Shaymukhametova L. N. Dialogi-etyudy v rabote ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere fortepiannykh proizvedeniy zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII–XVIII vv.). — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGII, 2002. — (V pomoshch' slushatelyam FPK).
37. Shaymukhametova L. N., Kirichenko P. V. Intonatsionnye etyudy v klasse fortepiano: ucheb. posobie. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki UGII, 2002.
38. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy: issledovanie. — M., 1999.
39. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsiya kak semanticheskaya struktura i ee preobrazovanie v kontekste muzykal'noy temy // Voprosy poetiki i semantiki: sb. tr. / otv. red. L. N. Shaymukhametova. — M., 1998. — Vyp. 144. — S. 53–75.
40. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy. — M., 1998.
41. Shaymukhametova L. N. Smyslovye struktury muzykal'nogo teksta kak problema prakticheskoy semantiki // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. I Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. / otv. red.-sost. V. N. Kholopova / MGK im. P. I. Chaykovskogo. — M.; Ufa, 2002. — S. 84–101.
42. Shaymukhametova L. N., Yusufbaeva G. R. Instruktivnye sochineniya I.-S. Bakha dlya klavira v praktike obucheniya tvorcheskomu muzitsirovaniyu. — Ufa, 1998.