Специфика артикулирования в традиционной музыке вятских мари

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Svetlana V. Kosyreva

Аннотация

Статья посвящена комплексному изучению традиционного музыкального фольклора вятских мари. Выявляется типология одного из ярких проявлений тембрового пения вятских мари финальных, специфически артикулируемых протяжённых интонационных форм.

 Ключевые слова: темброинтонирование, маркированные финалисы,  артикуляционная типология, унисонный гетерофон, кластерный гетерофон

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kosyreva, S. V. (2011). Специфика артикулирования в традиционной музыке вятских мари. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 8(1), 59–62. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/461
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Svetlana V. Kosyreva

The article is devoted to the comprehensive study of the traditional musical folklore of Vyatka Mari (Mari who settled along the river Vyatka). It is offered to study and elicit the typology of fi nal and specifi cally-vocalized continuous intonational forms, which is one of the most powerful aspects of Vyatka Mari timbral singing.

Keywords: timbral intoning, marked fi nalises, articulation typology, the acoustic-phonologic analysis, unison heterophon, tone-cluster heterophony

Библиографические ссылки

1. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. – М., 1986.
2. Альмеева Н. Ю. Гетерофонная фактура (Опыт анализа архаического многоголосного пения татар-кряшен // Судьбы традиционной культуры: сб. ст. и материалов памяти Ларисы Ивлевой. – СПб., 1998. – С. 195–220.
3. Васильев В. М. Марий калык муро. – Йошкар-Ола, 1991. – На марийск. яз.
4. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. – М., 1970. – Вып. 1. – С. 11–38.
5. Галицкая С. П. Монодийная фактура как актуальная теоретическая проблема // Музыкальная культура как национальное и мировое явление. – Новосибирск, 2002. – С. 84–87.
6. Гарбузов Н. А. – музыкант, исследователь, педагог. – М., 1980.
7. Емельянов А. И. Языческое моление черемис... // ИОАИЭ. Т. 31. Вып. 4. – Казань, 1921. – С. 7-39.
8. Земцовский И. И. Специфика многоголосного артикулирования: фактура и тембр // Из мира устных традиций: заметки впрок. – СПб., 2006. – С. 184–189.
9. Земцовский И. И. Проблема многоголосия в теории монодии // Из мира устных традиций: заметки впрок. – СПб., 2006. – С. 190–195.
10. Козлова К. И. Очерки этнической истории марийского народа. – М., 1978.
11. Косырева С. В. Специфика темброинтонирования в традиционной музыке вятских мари // Этническая музыка и XXI век. – Петрозаводск, 2007. – С. 94–97.
12. Косырева С. В. Гетерофония вятских мари: опыт комплексного изучения // Музыковедение. – 2010. – № 3. – С. 43–49. 13. Косырева С. В. Марийский аэрофон шÿвыр в традиционной культуре вятских мари // Вопросы инструментоведения. Вып. 7. (К 120-летию Курта Закса): сб. матер. Седьмого международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения». – СПб.: Астерион, 2010. – С. 166–171.
14. Мазепус В. В. Акустические основания артикуляционной классификации тембров // Теоретические концепции XX в. – Новосибирск, 2000. – С. 63–70.
15. Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология. – Новосибирск, 1998. – С. 24–51.
16. Марий калык муро [Песни народа мари] / сост. сб. и коммент. В. Коукаль; ред. и вступит. ст. К. Четкарёва; муз. ред. Ф. Рубцова. – М.; Л., 1951. – На марийск. яз. 17. Мациевский И. В. О дифференцированности морфологических доминант в традиционной музыке // Искусство устной традиции. Историческая морфология: сб. ст., посвящённый 60-летию И. И. Земцовского. – СПб., 2002. – С.12–27.
18. Основы финно-угорского языкознания. Вопросы происхождения и развития финно-угорских языков. – М., 1974.
19. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979.
20. Теплов Б. М. Высота звука и учение о двух компонентах высоты // Теплов Б. В. Психология музыкальных способностей. – М.; Л., 1947.
21. Bose F. Musikalische Völkerkunde. – Freiburg im Bresgau: Atlantis, 1953.
S