Исследование стилевых основ этнической музыки финно-угорских народов с помощью современных информационных технологий
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье актуализируется проблема изучения стилевых основ финно-угорских этномузыкальных систем. С помощью современных информационных технологий музыкальная ткань исследуется в аспекте звуковысотного сегментирования: выявляется звуковысотный строй, специфика темброинтонирования, артикуляция. Автор привлекает достижения музыкальной акустики, а также использует компьютерные технологии с соответствующим программным обеспечением, позволяющие выполнить детальный анализ временнόй структуры любого музыкального сигнала. Предлагается исследовательский метод для определения типов музыкального мышления, присущих народам финно-угорского мира (монодийного и/или многоголосного), и в целом для характеристики сущности художественных универсалий финно-угорской культуры. Освещаются первые результаты, полученные при анализе гетерофонии монодийной природы. Материалом исследования послужили экспедиционные записи, репрезентирующие самобытный пласт певческой и инструментальной культуры финно-угорских народов. Работа осуществляется в рамках научного проекта «Исследование стилевых основ этнической музыки финно-угорских народов России с помощью современных информационных технологий» (проект РГНФ No 16-14-10003).
Создание многожанровых мультимедийных ресурсов и, прежде всего, электронной базы данных финно-угорских тембров, обеспечит дальнейшее стабильное развитие и популяризацию музыкальной традиции финно-угров.
Ключевые слова: этномузыкология, музыкальный фольклор, музыкальное финно-угроведение, акустический анализ, звуковысотность, тембр.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Volodin А. А. Rol’ garmonicheskogo spektra v vospriyatii vysoty i tembra zvuka [The Role of the Harmonic Spectrum in the Perception of Sound Pitch and Timbre]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [Musical Art and Science]. Vol. 1. Moscow, 1970, pp. 11–38.
3. Galitskaya S. P. Monodiynaya faktura kak aktual’naya teoreticheskaya problema [Monodic Texture as an Actual Theoretical Problem]. Muzykal’naya kul’tura kak natsional’noe i mirovoe yavlenie: materialy mezhdunar. nauch. konf. [Musical Culture as a National and International Phenomenon. Proceeding of the International Academic Conference]. Novosibirsk, 2002, pp. 84–87.
4. Garbuzov N. А. – muzykant, issledovatel’, pedagog: sb. statey [Garbuzov N. A. – Musician, Researcher, Teacher: Collection of Articles]. Compilers: O. Sakhaltueva, O. Sokolova. Editor: Yu. Rags. Moscow: Muzyka, 1980. 303 p.
5. Zemtsovskiy I. I. Аpologiya “muzykal’nogo veshchestva” [Apology of Musical Substance] Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2005. No. 2, pp. 181–192.
6. Kosyreva S. V. Stilevye osnovy etnicheskoy muzyki vyatskikh mari: tembrointonirovanie i instrumental’naya artikulyatsiya: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Stylistic Foundations of Vyatka Mari Ethnic Music: Timbre- Intonation and Instrumental Articulation: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2011. 27 p.
7. Mazepus V. V. Аrtikulyatsionnaya klassifikatsiya i printsipy notatsii tembrov muzykal’nogo fol’klora [Articulatory Classification and Principles of Timbre Notation of Folk Music]. Fol’klor. Kompleksnaya tekstologiya: sb. nauch. statey [Folklore. Complex Textology: Collection of Articles]. Moscow, 1998, pp. 24–51.
8. Nazaykinskiy E. V. O psikhologii muzykal’nogo vospriyatiya [On the Psychology of Musical Perception]. Moscow: Muzyka, 1972. 384 p.
9. Panov M. V. Sovremennyy russkiy yazyk. Fonetika [Modern Russian Language. Phonetics] Moscow: Vysshaya shkola, 1979. 256 p.
10. Rags Yu. N. Kontseptsiya zonnoy prirody muzykal’nogo slukha N. А. Garbuzova [The Concept of Zonal Nature of Musical Hearing of N. A. Garbuzov]. Garbuzov N. А. – muzykant, issledovatel’, pedagog: sb. statey [Garbuzov N. A. – Musician, Researcher, Teacher: Collection of Articles]. Compilers: O. Sakhaltuyeva, O. Sokolova. Editor: Yu. Rags. Moscow, 1980, pp. 11–48.
11. Chekanovska А. Muzykal’naya etnografiya: Metodologiya i metodika [Musical Ethnography: Methodology and Methods]. Translated by G. D. Bleyz. Moscow: Sovetsky kompozitor, 1983. 190 p.
12. Bose F. Musikalische Völkerkunde [Musical Folklore]. Freiburg im Bresgau: Atlantis, 1953. 197 S.
13. Stumpf К. Tonpsychologie [Tonal Psychology]. 2 Bände, Leipzig, 1883/90.