Исследование стилевых основ этнической музыки финно-угорских народов с помощью современных информационных технологий

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Svetlana V. Kosyreva

Аннотация

В статье актуализируется проблема изучения стилевых основ финно-угорских этномузыкальных систем. С помощью современных информационных технологий музыкальная ткань исследуется в аспекте звуковысотного сегментирования: выявляется звуковысотный строй, специфика темброинтонирования, артикуляция. Автор привлекает достижения музыкальной акустики, а также использует компьютерные технологии с соответствующим программным обеспечением, позволяющие выполнить детальный анализ временнόй структуры любого музыкального сигнала. Предлагается исследовательский метод для определения типов музыкального мышления, присущих народам финно-угорского мира (монодийного и/или многоголосного), и в целом для характеристики сущности художественных универсалий финно-угорской культуры. Освещаются первые результаты, полученные при анализе гетерофонии монодийной природы. Материалом исследования послужили экспедиционные записи, репрезентирующие самобытный пласт певческой и инструментальной культуры финно-угорских народов. Работа осуществляется в рамках научного проекта «Исследование стилевых основ этнической музыки финно-угорских народов России с помощью современных информационных технологий» (проект РГНФ No 16-14-10003).

Создание многожанровых мультимедийных ресурсов и, прежде всего, электронной базы данных финно-угорских тембров, обеспечит дальнейшее стабильное развитие и популяризацию музыкальной традиции финно-угров.

Ключевые слова: этномузыкология, музыкальный фольклор, музыкальное финно-угроведение, акустический анализ, звуковысотность, тембр.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kosyreva, S. V. (2017). Исследование стилевых основ этнической музыки финно-угорских народов с помощью современных информационных технологий. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 68–76. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.068-076
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Svetlana V. Kosyreva, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Косырева Светлана Витальевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки финно-угорских народов, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова (185031, г. Петрозаводск, Россия), ORCID: 0000-0002-4818-1643, svetlana.kosyreva@glazunovcons.ru 

Библиографические ссылки

1. Аldoshina I. А., Pritts R. Muzykal’naya akustika: uchebnik [Musical Acoustics: Textbook]. St. Petersburg: Kompozitor, 2006. 720 p.
2. Volodin А. А. Rol’ garmonicheskogo spektra v vospriyatii vysoty i tembra zvuka [The Role of the Harmonic Spectrum in the Perception of Sound Pitch and Timbre]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [Musical Art and Science]. Vol. 1. Moscow, 1970, pp. 11–38.
3. Galitskaya S. P. Monodiynaya faktura kak aktual’naya teoreticheskaya problema [Monodic Texture as an Actual Theoretical Problem]. Muzykal’naya kul’tura kak natsional’noe i mirovoe yavlenie: materialy mezhdunar. nauch. konf. [Musical Culture as a National and International Phenomenon. Proceeding of the International Academic Conference]. Novosibirsk, 2002, pp. 84–87.
4. Garbuzov N. А. – muzykant, issledovatel’, pedagog: sb. statey [Garbuzov N. A. – Musician, Researcher, Teacher: Collection of Articles]. Compilers: O. Sakhaltueva, O. Sokolova. Editor: Yu. Rags. Moscow: Muzyka, 1980. 303 p.
5. Zemtsovskiy I. I. Аpologiya “muzykal’nogo veshchestva” [Apology of Musical Substance] Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2005. No. 2, pp. 181–192.
6. Kosyreva S. V. Stilevye osnovy etnicheskoy muzyki vyatskikh mari: tembrointonirovanie i instrumental’naya artikulyatsiya: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Stylistic Foundations of Vyatka Mari Ethnic Music: Timbre- Intonation and Instrumental Articulation: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2011. 27 p.
7. Mazepus V. V. Аrtikulyatsionnaya klassifikatsiya i printsipy notatsii tembrov muzykal’nogo fol’klora [Articulatory Classification and Principles of Timbre Notation of Folk Music]. Fol’klor. Kompleksnaya tekstologiya: sb. nauch. statey [Folklore. Complex Textology: Collection of Articles]. Moscow, 1998, pp. 24–51.
8. Nazaykinskiy E. V. O psikhologii muzykal’nogo vospriyatiya [On the Psychology of Musical Perception]. Moscow: Muzyka, 1972. 384 p.
9. Panov M. V. Sovremennyy russkiy yazyk. Fonetika [Modern Russian Language. Phonetics] Moscow: Vysshaya shkola, 1979. 256 p.
10. Rags Yu. N. Kontseptsiya zonnoy prirody muzykal’nogo slukha N. А. Garbuzova [The Concept of Zonal Nature of Musical Hearing of N. A. Garbuzov]. Garbuzov N. А. – muzykant, issledovatel’, pedagog: sb. statey [Garbuzov N. A. – Musician, Researcher, Teacher: Collection of Articles]. Compilers: O. Sakhaltuyeva, O. Sokolova. Editor: Yu. Rags. Moscow, 1980, pp. 11–48.
11. Chekanovska А. Muzykal’naya etnografiya: Metodologiya i metodika [Musical Ethnography: Methodology and Methods]. Translated by G. D. Bleyz. Moscow: Sovetsky kompozitor, 1983. 190 p.
12. Bose F. Musikalische Völkerkunde [Musical Folklore]. Freiburg im Bresgau: Atlantis, 1953. 197 S.
13. Stumpf К. Tonpsychologie [Tonal Psychology]. 2 Bände, Leipzig, 1883/90.