Об изучении традиционного пения вепсов в контексте когнитивного этномузыкознания
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье представлен опыт изучения вепсской певческой традиции с позиций
когнитивного этномузыкознания. Данное направление, представленное на сегодняшний
день единичными публикациями в отечественном этномузыкознании, рассматривается
с позиций развития интонационной теории Б. Асафьева. Применительно к этномузыкологии
в свете когнитивной парадигмы художественный текст осмысляется как сложный знак,
который выражает знания этнофора о действительности, воплощённые в традиционных
произведениях в виде индивидуальной звуковой картины мира. Вепсская музыкально-
фольклорная традиция удивительна и самобытна. Она представлена произведениями
различных жанров: лирическими песнями, свадебными, похоронными и рекрутскими
причитаниями, календарными напевами, колыбельными, заговорами, частушками, сказками
и др. При знакомстве с традицией огромный интерес исследователей вызывает прежде
всего необычный характер звучания вепсских песен. Этническая музыка вепсского народа –
чрезвычайно интересное, но малоизученное явление, обусловлена особенностями этногенеза,
географическим положением и историко-культурной спецификой. Вепсы являются одним
из древнейших народов Европейского Севера. Их происхождение учёные связывают
с племенами веси и чуди, впервые упомянутыми в исторических источниках ещё в середине
VI века. Таким образом, уже в первой половине I тысячелетия эти племена населяли Межозерье
– пространство между тремя крупнейшими северными озёрами – Ладожским, Онежским и
Белым. В настоящее время территория традиционного расселения вепсов занимает узкую
полосу вдоль Онежского озера и центральную часть Межозерья. Применение когнитивного
подхода на вепсском этническом материале позволило выявить семантически важную
взаимосвязь тембра и интонирования в процессе формирования художественного хронотопа.
Ключевые слова: когнитивная этномузыкология, музыкальное финноугроведение,
этническая музыка, вепсы, традиционное пение, интонирование, акустический анализ,
звуковысотность, тембр, артикуляция.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alekseev E. E. Rannefol'klornoe intonirovanie. Zvukovysotnyy aspect [Early Folk Music Intonation. The Aspect of Pitch]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 240 p.
3. Amrakhova A. A. Kognitivnye aspekty interpretatsii sovremennoy muzyki: na primere tvorchestva azerbaydzhanskikh kompozitorov: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Cognitive Aspects of the Interpretation of Contemporary Music: By the Example of the Artistic Work of Azerbaijani Composers: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2005. 325 p.
4. Asafiev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.
5. Kosyreva S. V. The Incantations of the Veps People: Issues of Learning a Musical Language. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 35–44. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.035-044.
6. Kosyreva S. V., Nikolaeva S. Yu. Problemy izucheniya pevcheskikh traditsiy narodov Karelii: opyt vyyavleniya tembro-artikulyatsionnykh modeley [Issues of Studying the Singing Traditions of the Peoples of Karelia: An Attempt of Identifying the Models of Timbre and Articulation]. Ezhegodnik finno-ugorskih issledovaniy [Yearbook of Finno-Ugriс Studies]. 2017. Volume 11, Issue 1, pp. 123–133.
7. Krasnopol'skaya T. V. Pevcheskoe iskusstvo narodov Severo-Zapada Rossii. Issledovanija. Stat'i [The Singing Art of the Peoples of the North-West of Russia. Research Works. Articles]. Edited by V. I. Nilova. Petrozavodsk: Verso, 2013. 184 p.
8. Semakova I. B. Etnicheskaya spetsifika muzykal'noy traditsii vepsov [The Ethnic Specific Features of the Musical Tradition of the Vepsians]. Vepsy, karely i russkie Karelii i sopredel'nykh oblastey: issledovaniya i materialy k kompleksnomu opisaniyu etnosov [The Vepsians, Karelians and Russians of Karelia and Neighbouring Areas: Studies and Materials for a Comprehensive Description of Ethnic Groups]. Petrozavodsk: Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2016, pp. 91–100.
9. Khokhlova A. L. Utverzhdenie kognitivnogo podkhoda v sovremennom muzykoznanii [An Assertion of the Cognitive Approach in Modern Musicology]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2013. No. 3, pp. 166–170.
10. Khokhlova A. L. About the Sources and Contemporary Condition of Musical Cognitive Science. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015, No. 1 (18), pp. 5–11. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.005-011.