Причитания вепсов: проблемы изучения музыкального языка
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена исследованию вепсских причитаний – древнейшего, наименее изученного на сегодняш-
ний день жанра устного творчества народов Северной Европы. Существовали различные виды причита-
ний: обрядовые (свадебные, похоронные, рекрутские плачи) и внеобрядовые (причитания «по случаю»).
В статье даётся представление о наиболее ранних записях вепсских причитаний и в целом об истории изучения
вепсской причети с точки зрения её музыкальной специфики в России и за рубежом. Выявляя специфику дан-
ного музыкально-поэтического жанра вепсского этноса, автор рассматривает вопросы изучения музыкального
языка, в частности, вокального строя. Для большинства вепсских похоронных причитаний характерно посте-
пенное повышение тесситуры, причиной чего очевидно является интенсивность интонирования, связанная с
повышенной эмоциональностью. Это в свою очередь обусловливает нестабильность вокального строя, сла-
гающегося из стабильных и мобильных сегментов звуковой ткани. При исследовании музыкальной культуры
вепсов, в частности, анализе звуковысотных структур, вокальных строев в причитаниях (которые не отражает
существующая система нотной графики), были применены современные исследовательские методы этному-
зыкологии с использованием компьютерных технологий (с программным обеспечением, позволяющим выпол-
нить детальный анализ временной структуры любого музыкального сигнала).
Ключевые слова: культура Русского Севера, прибалтийско-финский фольклор, вепсские причитания, об-
рядовая коммуникация, вокальный строй причитаний.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vasil’eva E. E. Vepsskaya melostrofa v mezhduzhanrovykh otnosheniyakh prichetnoy traditsii [The Veps Melo-strophe in Inter-Genre Relations of the Tradition of Incantations]. Simpozium-79 po pribaltiysko-finskoy filologii [Symposium-1979 on Baltic-Finnish Philology]. Petrozavodsk, 1979, pp. 131–133.
3. Vasil’eva E. E. Vepsskaya prichetnaya melostrofa v mezhduzhanrovykh i mezhetnicheskikh otnosheniyakh [The Melo-strophe of Incantations of the Veps People in Inter-Genre and Interethnic Relations]. Sovremennoe finno-ugrovedenie [Modern Ugro-Finnic Studies]. Leningrad, 1990, pp. 170–177.
4. Zhukova O. Yu. Istoriya sobiraniya vepsskikh prichitaniy [The History of Compilations of Incantations of the Veps People]. Istoriko-kul’turnoe nasledie vepsov i rol’ muzeya v zhizni mestnogo soobshchestva [The Historical and Cultural Heritage of the Veps People and the Role of the Museum in the Life of the Local Community]. Petrozavodsk, 2008, pp. 191–195.
5. Zhukova O. Yu. Yazykovye osobennosti vepsskikh obryadovykh prichitaniy: avtoref. dis. … kand. filol. nauk. [Lingual Features of the Veps Ceremonial Incantations: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Petrozavodsk, 2009. 21 p.
6. Zhukova O. Yu. Vepsskie obryadovye prichitaniya: ot poetiki zhanra k poetike slova [Veps Ceremonial Incantations: from the Poetics of Genre to the Poetics of the Word]. Petrozavodsk, 2015. 156 p.
7. Zemtsovsky I. I. Slavyano-finno-ugorskiy prichetnyy melos: teoreticheskie aspekty problemy [The Melos of the Slavic and Ugro-Finnic Incantations: the Theoretical Aspects of an Issue]. Iz mira ustnykh traditsiy (Zametki vprok). [From the World of Oral Traditions (Notes for the Future)]. St. Petersburg, 2006, pp. 147– 160.
8. Yoalayd M. Pokhoronnye prichitaniya vepsov – sposob obshcheniya s potustoronnim mirom [Funereal Incantations of the Veps People – a Means of Communication with the Other World]. Iz istorii Sankt-Peterburgskoy gubernii. Novoe v gumanitarnykh issledovaniyakh [From the History of St. Petersburg’s Province. New Developments in Humanitarian Researches]. St. Petersburg, 1997, pp. 17–24.
9. Kondrat’eva N. M. Kriterii opredeleniya stupeney zvukoryada pri realizatsii skol’zyashchikh vysotnykh segmentov v vokal’nykh traditsiyakh Severnoy Azii [Criteria of Definition of Steps of a Tone Set upon Realization of Gliding Pitch Segments in the Vocal Traditions of Northern Asia]. Traditsionnye muzykal’nye kul’tury na rubezhe stoletiy: problemy, metody, perspektivy issledovaniya: materialy mezhdunar. nauch. konf. [Traditional Musical Cultures at the Turn of the Centuries: Issues, Methods, Prospects of Research: Materials of the International Musicological Conference]. Mowcow, 2008, pp. 117–123.
10. Kuznetsova V. P. Prichitaniya v severno-russkom svadebnom obryade [Incantations in Northern Russian Wedding Ceremonies]. Petrozavodsk: KarNC RAN, 1993. 180 p.
11. Kuragina I. B. O nekotorykh osobennostyakh ritmicheskogo stroya prichitaniy srednikh i severnykh vepsov [About Some Features of the Rhythmic Structure of the Incantations of the Middle and Northern Veps People]. Finno-ugorskiy muzykal’nyy fol’klor: problemy sinkretizma (tez. dokl.) [Ugro-Finnic Musical Folklore: Issues of Syncretism (Theses of Reports)]. Tallinn, 1982, pp. 32–33.
12. Kuragina I. B. Prichetnaya traditsiya severnykh vepsov [The Lamentation Tradition of the Northern Veps]. Mestnye traditsii material’noy i dukhovnoy kul’tury narodov Karelii: tez. dokl. [Local Traditions of the Material and Spiritual Culture of the Peoples of Karelia: Theses of Reports]. Petrozavodsk. 1981, pp. 22–23.
13. Lapin V. Russkaya pesnya u vepsov (K voprosu o genezise narodnogo muzykal’nogo myshleniya) [The Russian Song among the Veps Peoples (Concerning the Question of Genesis of National Musical Thinking)]. Muzykal’noe nasledie finno-ugorskikh narodov [The Musical Heritage of the Ugro-Finnic Peoples]. Tallin, 1977, pp. 183–216.
14. Ryuytel I. K probleme vzaimosvyazi muzykal’noy struktury vepsskikh i severno-russkikh prichitaniy [Concerning the Issue of the Interrelation of Musical Structure of the Veps and North Russian Incantations]. Simpozium-79 po pribaltiysko-finskoy filologii [Symposium-1979 on Baltic-Finnish Philology]. Petrozavodsk, 1979, pp. 131–133.
15. Ryuytel I., Remmel’ M. Opyt notatsii i issledovaniya vepsskikh prichitaniy [An Attempt of Notation and Research of Incantations of the Veps People]. Finno-ugorskiy fol’klor i vzaimosvyazi s sosednimi kul’turami [Ugro-Finnic Folk Music and Interrelations with Neighboring Cultures]. Tallin, 1980. pp. 169–195.
16. Salve K. O funktsiyakh, poetike i sposobakh ispolneniya srednevepsskikh svadebnykh prichitaniy [About the Functions, Poetics and Means of Performance of the Wedding Incantations of the Middle Veps]. Muzyka v svadebnom obryade finno-ugrov i sosednikh narodov [Music in the Wedding Ceremony of the Ugro-Finnic and Neighboring Peoples]. Tallinn, 1986, pp. 253–271.
17. Semakova I. B. K probleme muzykal’nogo yazyka traditsionnoy kul’tury vepsov [Concerning the Issue of the Musical Language of the Traditional Culture of the Veps People]. Fol’klor i sovremennaya dukhovnaya kul’tura finno-ugrov [The Folklore and Modern Spiritual Culture of Ugro-Finnic Peoples]. Saransk, 1993, pp. 85–89.
18. Semakova I. B. O slogakh, stoyashchikh pod slovarnym udareniem v muzykal’no intoniruemykh prichitaniyakh vepsov [About the Syllables Accented in the Dictionary in the Musically Intoned Incantations of the Veps Peoples]. The manuscript is preserved in the author’s personal archive.
19. Käte-ške käbedaks kägoihudeks “Obernis’-ka miloj kukushechkoj”: Vepskie prichitaniya [“Turn Into a Lovely Cuckoo”: Incantations of the Veps People]. Compiled by N. G. Zaytseva, O. Yu. Zhukova; notated by S. V. Kosyreva. Petrozavodsk, 2012. 228 p.