К проблеме взаимодействия мелодического начала и гармонии в произведениях Сергея Рахманинова
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье показаны результаты исследования взаимовлияния мелодического начала и гармонической стороны сочинений Сергея Рахманинова. Предметом изучения становятся линеарные функции гармонии, элементы гармонической вертикали в мелодической линии, процессы мелодического обогащения аккордов и гармонических оборотов. В целом ряде случаев аккорд или аккордовое последование становятся объектами мелодического развития через обогащение неаккордовыми звуками и целыми интервально-аккордовыми пластами, через мелодическую разработку в отдельных фактурных линиях. Одновременно происходит наполнение мелодии всем богатством гармонических красок, что становится возможным благодаря теснейшему взаимодействию всех фактурных пластов. Особенно важной для проблемы соотношения мелоса и гармонических процессов в музыкальной ткани в целом становится проблема фонизма. Сделан вывод, что на всех уровнях гармонии действуют общие тенденции: ладовые преобразования гармонической трактовки мелодических единиц (перегармонизация тона, мотива, синтагмы, темы); избегание традиционных последований; преодоление замкнутости и однозначности гармонической трактовки мелодической единицы; преобладание напряжения и процессуальности; внимание к фонической стороне. Мелодическое и гармоническое движение теснейшим образом взаимодействуют, и это не только не обедняет мелодию, но придает ей дополнительную красочность и объёмность, а гармонии – особую интонационную наполненность.
Ключевые слова: С. В. Рахманинов, мелодика Рахманинова, гармония Рахманинова, взаимодействие мелодического начала и гармонии.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bershadskaya T. S. O garmonii Rakhmaninova [About Rachmaninoff’s Harmony]. Russkaya muzyka na rubezhe XX veka: stat'i, soobshcheniya, publikatsii [Russian Music at the Turn of the 20th Century: Articles, Reports, Publications]. Moscow; Leningrad, 1966, pp. 90–117.
3. Glyadeshkina Z. I. Garmoniya Sergeya Rakhmaninova [Sergei Rachmaninoff’s Harmony]. Ocherki po istorii garmonii v russkoy sovetskoy muzyke [Essays on the History of Harmony in Russian Soviet Music]. Gnesin’s State Music and Pedagogical Institute. Moscow, 1989. Issue 3, pp. 36–57.
4. Demchenko A. I. “The Russian Spirit is Here …” Towards the 145th Anniversary of Sergei Rachmaninoff’s Birthday. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 81–87. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.081-087.
5. Kurt E. Romanticheskaya garmoniya i ee krizis v «Tristane» Vagnera [Kurth E. Romantic Harmony and its Crisis in Wagner’s “Tristan”]. Ttranslation from German by G. Balter; Foreword and comments by M. Etinger. Moscow: Muzyka, 1975. 551 p.
6. Miroshnikova L. Nekotorye osobennosti garmonii Rakhmaninova [Some Features of Rachmaninoff’s Harmony]. Teoreticheskie problemy muzyki XX veka [Theoretical Problems of 20th Century Music]. Ed. by Yu. N. Tyulin. Moscow, 1967. Issue 1, pp. 210–237.
7. Skurko E. R. Sergei Rachmaninoff’s Variations for Piano: Concerning the Question of Interpreting the Genre. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 50–56. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.050-056.
8. Khannanov I. D. Muzyka Sergeya Rakhmaninova: sem' muzykal'no-teoreticheskikh etyudov [Music by Sergei Rachmaninoff: Seven Musical and Theoretical Studies]. Moscow: Kompozitor, 2011. 288 p.
9. Kholopov Yu. N. Garmoniya. Teoreticheskiy kurs [Harmony. Theoretical Course]. Moscow: Muzyka, 1988. 510 p.
10. Ocheretovskaya N. L. S. Rakhmaninov i problemy stilevogo analiza garmonii [S. Rachmaninov and the Issues of Stylistic Analysis of Harmony]. S. Rakhmaninov: na perelome stoletiy: sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo simpoziuma [Sergei Rachmaninoff: At the Turn of the Century: Compilation of Materials of the 4th International Symposium]. National All-Ukrainian Musical Union; Ed. by L. N. Trubnikova; Introductory article by A. Sokolov. Kharkov, 2007, pp. 64–74. (In Ukrainian)
11. Morgan R. P. Dissonant Prolongations Again: Nontonic Extensions in 19th Century Music. Journal of Music Theory. 2016. No. 60 (1), pp. 1–21.
12. Schiavio A., Timmers R. Motor and Audiovisual Learning Consolidate Auditory Memory of Tonally Ambiguous Melodies. Music Perception. 2016. No. 34 (1), pp. 21–32.
13. Siegmiester E. Harmony and Melody. Belmont; Calif.: Wadsworth Pub., 1965–1966. Vol. 1. The Diatonic Stile. 474 p.; Vol. 2. Моdulation; Cromatic and Modern Styles. 440 p.