«Франческа да Римини» Сергея Рахманинова в её связях с оперным творчеством Петра Чайковского

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Antonina L. Makarova
Lyubov A. Serebryakova

Аннотация

«Франческа да Римини» Рахманинова – опера, всё ещё незаслуженно находящаяся
на периферии научного внимания и режиссёрского интереса, не в последнюю очередь
из-за сложившейся репутации её как малоудачного опуса. В статье ставится вопрос
о роли интертекстуальности в драматургии и концепции «Франчески» через выявление
литературных и музыкальных параллелей с операми Чайковского, что создаёт новый контекст
для осмысления и интерпретации оперы Рахманинова. Жанрово-композиционное сходство
с «Иолантой», сюжетные и литературные пересечения с «Пиковой дамой», музыкальные
отсылки к «Мазепе», «Орлеанской деве» и «Иоланте» позволяют воспринимать «Франческу»
как новый этап в осмыслении темы человека и рока, проблемы выбора и его трагических
последствий, соотнесения человеческих поступков с ценностной системой религиозной
картины мира.
Аллюзии, помещённые в контекст музыкального языка XX века (хроматическая
звуковысотная система, расширенная тональность, микротематизм), функционируют
в интонационной драматургии оперы как символы, определяющие её семантическую
плотность и позволяющие конкретизировать концепцию. Они создают смысловой подтекст,
запечатлевая не столько сюжетную, сколько глубинную философскую связь художественного
мира «Франчески» с концептуальными константами опер Чайковского, близкими
мироощущению Рахманинова.

Ключевые слова: Сергей Рахманинов, «Франческа да Римини», Пётр Чайковский,
«Иоланта», «Мазепа», «Орлеанская дева», интертекстуальность.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Makarova, A. L., & Serebryakova, L. A. (2019). «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова в её связях с оперным творчеством Петра Чайковского. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 17–26. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.017-026
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биографии авторов

Antonina L. Makarova, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского

Макарова Антонина Леонидовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры
истории музыки

Lyubov A. Serebryakova, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского

Серебрякова Любовь Алексеевна, кандидат искусствоведения, профессор,
заведующая кафедрой истории музыки

Библиографические ссылки

1. Berchenko R. E. V poiskah utrachennogo smysla. Boleslav Yavorskiy o «Khorosho temperirovannom klavire» [In Search for the Lost Meaning. Boleslav Yavorsky on the Well-Tempered Clavier]. Moscow: Klassika-XXI, 2005. 372 p.
2. Bryantseva V. N. S. V. Rakhmaninov [Sergei Rachmaninoff]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1976. 646 p.
3. Demchenko A. I. “The Russian Spirit is Here …” Towards the 145th Anniversary of Sergei Rachmaninoff’s Birthday. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 81–87. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.081-087.
4. Kandinskiy A. I. Opery S. V. Rakhmaninova [The Operas of Rachmaninoff]. Moscow: Muzyka, 1979. 48 p.
5. Keldysh Yu. V. Rakhmaninov i ego vremya [Rachmaninoff and His Time] Moscow: Muzyka, 1973. 432 p.
6. Makarova A. L. «Sad, podobnyy rayu»: sakral'noe prostranstvo v «Iolante» P. I. Chaykovskogo [“A Garden Resembling Paradise”: The Sacred Space in Piotr I. Tchaikovsky’s “Iolanta”]. Muzyka v sisteme kul'tury [Music in the System of Culture]. Issue 11. Ekaterinburg: Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory, 2016, pp. 85–100.
7. Makarova A. L. Misterial'nye proobrazy v opernom tvorchestve P. I. Chaykovskogo: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Mystery Archetypes in the Opera Creation of Piotr I. Tchaikovsky: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ekaterinburg, 2017. 260 p.
8. Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie. T. 1 [Literary Heritage. Vol. 1]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1978. 648 p.
9. S. V. Rakhmaninov i russkaya opera [Rachmaninoff and the Russian Opera]. Ed. by I. F. Belza. Moscow: Vserossiyskoe teatral'noe obshchestvo [All-Russian Theatrical Society], 1947. 199 p.
10. Sergey Rakhmaninov: istoriya i sovremennost': sb. st. [Sergei Rachmaninoff: History and Contemporaneity: Compilation of Articles]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory, 2005. 488 p.
11. Serebryakova L. A. V belom i chyornom: «Iolanta» i «Aleko» v Ekaterinburgskoy opere [In White and Black: “Iolanta” and “Aleko” in the Ekaterinburg Opera House]. Bol'shoy zhurnal Bol'shogo teatra [The Large Journal of the Bolshoi Theater]. 2002. No. 1 (5), pp. 50–52.
12. Serebryakova L. A. V poiskakh obretaemogo smysla. Russkaya muzyka v dvizhenii vremeni [In Search of the Regained Meaning. Russian Music in the Motion of Time]. Moscow: Agraf, 2017. 560 p.
13. Tarakanov M. E. Russkaya opera v poiskakh novykh form [Russian Opera in Search for New Forms]. Russkaya muzyka i XX vek [Russian Music and the 20th Century]. Moscow, 1997, pp. 265–301.
14. Khannanov I. D. Muzyka Sergeya Rakhmaninova: sem' muzykal'no-teoreticheskikh etyudov [Sergei Rachmaninoff’s Music: Seven Essays on Musical Theory]. Moscow: Kompozitor, 2011. 288 p.
15. Alejnikov M., Melani P. La question du livret de “Monna Vanna,” opéra inachevé de Sergej Rachmaninov et Michail Slonov. Revue des études slaves. Musique et opéra en Russie et en Europe centrale. 2013. Vol. 84, No. 3/4, pр. 433–444.
16. Bitzan W. Durch alle Tonarten: Omnitonale Präludienzyklen für Klavier: Eine Darstellung der Gattungsgeschichte mit besonderem Blick auf Musik aus Sowjetrussland. Archiv für Musikwissenschaft. 2016. 73. Jahrg., Hf. 3, S. 185–219.