«Франческа да Римини» Сергея Рахманинова в её связях с оперным творчеством Петра Чайковского
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
«Франческа да Римини» Рахманинова – опера, всё ещё незаслуженно находящаяся
на периферии научного внимания и режиссёрского интереса, не в последнюю очередь
из-за сложившейся репутации её как малоудачного опуса. В статье ставится вопрос
о роли интертекстуальности в драматургии и концепции «Франчески» через выявление
литературных и музыкальных параллелей с операми Чайковского, что создаёт новый контекст
для осмысления и интерпретации оперы Рахманинова. Жанрово-композиционное сходство
с «Иолантой», сюжетные и литературные пересечения с «Пиковой дамой», музыкальные
отсылки к «Мазепе», «Орлеанской деве» и «Иоланте» позволяют воспринимать «Франческу»
как новый этап в осмыслении темы человека и рока, проблемы выбора и его трагических
последствий, соотнесения человеческих поступков с ценностной системой религиозной
картины мира.
Аллюзии, помещённые в контекст музыкального языка XX века (хроматическая
звуковысотная система, расширенная тональность, микротематизм), функционируют
в интонационной драматургии оперы как символы, определяющие её семантическую
плотность и позволяющие конкретизировать концепцию. Они создают смысловой подтекст,
запечатлевая не столько сюжетную, сколько глубинную философскую связь художественного
мира «Франчески» с концептуальными константами опер Чайковского, близкими
мироощущению Рахманинова.
Ключевые слова: Сергей Рахманинов, «Франческа да Римини», Пётр Чайковский,
«Иоланта», «Мазепа», «Орлеанская дева», интертекстуальность.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bryantseva V. N. S. V. Rakhmaninov [Sergei Rachmaninoff]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1976. 646 p.
3. Demchenko A. I. “The Russian Spirit is Here …” Towards the 145th Anniversary of Sergei Rachmaninoff’s Birthday. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 81–87. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.081-087.
4. Kandinskiy A. I. Opery S. V. Rakhmaninova [The Operas of Rachmaninoff]. Moscow: Muzyka, 1979. 48 p.
5. Keldysh Yu. V. Rakhmaninov i ego vremya [Rachmaninoff and His Time] Moscow: Muzyka, 1973. 432 p.
6. Makarova A. L. «Sad, podobnyy rayu»: sakral'noe prostranstvo v «Iolante» P. I. Chaykovskogo [“A Garden Resembling Paradise”: The Sacred Space in Piotr I. Tchaikovsky’s “Iolanta”]. Muzyka v sisteme kul'tury [Music in the System of Culture]. Issue 11. Ekaterinburg: Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory, 2016, pp. 85–100.
7. Makarova A. L. Misterial'nye proobrazy v opernom tvorchestve P. I. Chaykovskogo: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Mystery Archetypes in the Opera Creation of Piotr I. Tchaikovsky: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ekaterinburg, 2017. 260 p.
8. Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie. T. 1 [Literary Heritage. Vol. 1]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1978. 648 p.
9. S. V. Rakhmaninov i russkaya opera [Rachmaninoff and the Russian Opera]. Ed. by I. F. Belza. Moscow: Vserossiyskoe teatral'noe obshchestvo [All-Russian Theatrical Society], 1947. 199 p.
10. Sergey Rakhmaninov: istoriya i sovremennost': sb. st. [Sergei Rachmaninoff: History and Contemporaneity: Compilation of Articles]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory, 2005. 488 p.
11. Serebryakova L. A. V belom i chyornom: «Iolanta» i «Aleko» v Ekaterinburgskoy opere [In White and Black: “Iolanta” and “Aleko” in the Ekaterinburg Opera House]. Bol'shoy zhurnal Bol'shogo teatra [The Large Journal of the Bolshoi Theater]. 2002. No. 1 (5), pp. 50–52.
12. Serebryakova L. A. V poiskakh obretaemogo smysla. Russkaya muzyka v dvizhenii vremeni [In Search of the Regained Meaning. Russian Music in the Motion of Time]. Moscow: Agraf, 2017. 560 p.
13. Tarakanov M. E. Russkaya opera v poiskakh novykh form [Russian Opera in Search for New Forms]. Russkaya muzyka i XX vek [Russian Music and the 20th Century]. Moscow, 1997, pp. 265–301.
14. Khannanov I. D. Muzyka Sergeya Rakhmaninova: sem' muzykal'no-teoreticheskikh etyudov [Sergei Rachmaninoff’s Music: Seven Essays on Musical Theory]. Moscow: Kompozitor, 2011. 288 p.
15. Alejnikov M., Melani P. La question du livret de “Monna Vanna,” opéra inachevé de Sergej Rachmaninov et Michail Slonov. Revue des études slaves. Musique et opéra en Russie et en Europe centrale. 2013. Vol. 84, No. 3/4, pр. 433–444.
16. Bitzan W. Durch alle Tonarten: Omnitonale Präludienzyklen für Klavier: Eine Darstellung der Gattungsgeschichte mit besonderem Blick auf Musik aus Sowjetrussland. Archiv für Musikwissenschaft. 2016. 73. Jahrg., Hf. 3, S. 185–219.