Тема Судьбы и Промысла в «Иоланте» П. И. Чайковского
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается религиозно-духовная проблематика оперы П. И. Чайковского «Иоланта». При ана-
лизе либретто выявляется евангельская порождающая модель сюжета – притча о слепорождённом (Ин., 9),
с её темой Божественной промыслительности страданий, которые оказываются не наказанием за неведомый
грех, а средством спасения, приводящим слепца к прозрению, вере и познанию Бога. Воплощение данной
темы в «Иоланте» прослеживается на уровне музыкальной драматургии через взаимодействие семантизи-
рованных элементов музыкального текста, репрезентирующих трагическую и сакральную образные сферы,
соотносимые в опере с понятиями Судьбы и Промысла. Выявляется связь первой сферы с поэтикой трагедии
рока, модельно заданной Интродукцией, а также рассматриваются моменты и принципы опровержения ро-
ковой драматургической модели путём преобразования музыкальных элементов с «негативной» семантикой
в музыкальные символы мистической образности. По ходу анализа обосновывается системность содержа-
тельно-направленной работы композитора с музыкальным текстом, в котором формируется драматургиче-
ский вектор оперы – от трагедии рока к финальному «литургическому» действу. Работа содержит вывод о
том, что проблема преодоления судьбы имела для композитора глубинную мировоззренческую мотивировку,
что способствовало особой религиозно-духовной акцентуации его последней оперы.
Ключевые слова: Чайковский, опера «Иоланта», оперная драматургия, трагедия рока и тема судьбы в му-
зыке, сакральные музыкальные элементы.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Goncharenko G. S. O poetike opery [On the Poetics of Opera]. Novosibirsk: Novosibirsk state Glinka Conservatory, 2010. 259 p.
3. Kirillina L. V. Orfizm i opera [Orphism and Opera]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1992, No. 4, pp. 83–94.
4. Klimovitskiy A. I. Mozart Chaykovskogo: fragmenty syuzheta [Tchaikovsky’s Mozart: Fragments of a Plot]. Muzykal'noe prinoshenie: sb. st. K 75-letiyu E. A. Ruch'evskoy [A Musical Contribution: Essays for the Commemoration of the 75th Anniversary of Yekaterina A. Ruchyevskaya]. St. Petersburg, 1998, pp. 45–105.
5. Komarnitskaya O. V. Drama, epos, skazka, lirika v russkoy klassicheskoy opere XIX veka [Drama, Epos, Fairy Tale and Lyricism in 19th-Century Russian Classical Opera]. Russkaya opera XIX veka: sb. tr. [Nineteenth-Century Russian Opera: Collected Articles]. Issue 122. Moscow, 1991, pp. 5–27.
6. P. I. Chaykovskiy. Zabytoe i novoe: al'manakh [Peter I. Tchaikovsky: The Forgotten and the New: An Almanac]. Issue 2. Compiled by P. E. Vaydman and G. I. Belonovich. Moscow, 2003. 464 p.
7. Parin A. V. Khozhdenie v nevidimyy grad. Paradigmy russkoy klassicheskoy opery [Entering the Invisible City. The Paradigms of Russian Classical Opera]. Moscow: Agraf, 1999. 464 p.
8. Prikhodovskaya E. A. Svet v opere P. I. Chaykovskogo «Iolanta» (k voprosu rezhissyorskoy kontseptsii) [Light in P. I. Tchaikovsky’s “Iolanta”: Concerning the Question of the Producer’s Conception]. Prometey-2012. Galeyevskie chteniya: mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Prometheus-2012. The Galeyev Readings. Proceedings of the International Scholarly Conference] Kazan, 2012, pp. 163–167.
9. Protopopov V. V., Tumanina N. V. Opernoe tvorchestvo Chaykovskogo [Opera Work of Tchaikovsky]. Moscow: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1975. 371 p.
10. Serebryakova L. A. «Geometriya tragedii» v «Khovanshchine» M. P. Musorgskogo [“The Geometry of Tragedy” in Modest P. Mussorgsky’s “Khovanshchina”]. Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya: elektronnoe periodicheskoe izdanie GII [The Art of Music. Its Theory and History: An Electronic Periodical Edition of the State Institute for Art History]. 2015 (13), pp. 28–45. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/fdc/imti_2015_13_26_45_serebryakova.pdf
11. Serebryakova L. A. V belom i chyornom: «Iolanta» i «Aleko» v Ekaterinburgskoy opere [In White and Black: “Iolanta” and “Aleko” in the Ekaterinburg Opera]. Bol'shoy zhurnal Bol'shogo teatra [The Grand Magazine of the Bolshoi Theater]. 2002, No. 1 (5), pp. 50–52.
12. Skvortsova I. A. Zagadochnyy svet «Iolanty» [The Mysterious Light of “Iolanta”]. P. I. Chaykovsky. «Iolanta»: buklet k premyere 14 iyunya 1997 goda [Peter I. Tchaikovsky. “Iolanta”: A Booklet for the Premiere Performance, June 14, 1997]. Moscow, 1997, pp. 21–22.
13. Skvortsova I. A. Stil' modern v russkom muzykal'nom iskusstve rubezha XIX–XX vekov [The Moderne Style in the Russian Art of Music at the Turn of the 19th and 20th Centuries]. Moscow: Kompozitor, 2009. 354 p.
14. Bilodeau L. “Iolanta” et la lumière de la vérité [“Iolanta” and the Light of the Truth]. Avant-Scène Opera [The Opera Proscenium]. Paris, 2016, No. 290. Tchaikovski. “Iolanta” + ballet Casse-Noisette; Rachmaninov. “Aleko” [The Nut-Cracker; “Aleko”], pp. 56–61.
15. Braun L. Studien zur russischen Oper im späten 19. Jahrhundert [Studies in the Russian Opera of the Late 19th Century]. (Cajkovskij-Studien; 4). Mainz, 1999. 419 S.
16. Grönke K. Čajkovskijs Einakter Iolanta: Verwandlung durch Liebe [Tchaikovsky’s One-Act Iolanda: A Transfiguration through Love]. Tschaikowsky- Gesellschaft Mitteilungen [Proceedings of the Tchaikovsky Society]. 5 (1998), S. 17–25.
17. Lischke A. Piotr Ilyitch Tchaikovski. Fayard, 1993. 1132 p.
18. Quintern D. The Cosmos of Yolanthe: Knowing without Seeing. Phenomenology of Space and Time. The Forces of the Cosmos and the Ontopoietic Genesis of Life: Book One / Ed. A.-M. Tymieniecka. Heidelberg; New York; Dordrecht; London, 2014. (Analecta Husserliana, CXVI), pp. 135–145.
19. Quintern D. Im spannungsfeld fon Mystik und Augenheilkunde – Zur Figur des Ibn-Yahya in Čajkovskijs Oper Iolanta [In the Field of Exertion between Mystic and Ophthalmology]. Tchaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen [Proceedings of the Tchaikovsky Society]. 20 (2013), S. 130–143.
20. Wiley R. J. Tchaikovsky. New York: Oxford University Press, 2009. 546 p.
21. Zajaczkowski H. An introduction to Tchaikovsky’s operas. Westport, Connecticut, London, 2005. 134 p.