Некоторые драматургические и композиционные особенности ранних опер Ф. Гласса

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena V. Kiseyeva

Аннотация

Статья посвящена вопросу обновления оперного жанра в творчестве Ф. Гласса. Этот процесс обозначился
в американском музыкальном театре в конце 1970-х и в 1980-е годы и способствовал возрождению интереса
к наиболее консервативному по меркам того времени жанру в творчестве современных американских и
западноевропейских композиторов. Реформа оперного жанра, впоследствии изменившая представление о самой
сути музыкально-театрального спектакля как художественного явления, осуществлялась под непосредственным
воздействием эстетических идей театрального экспериментализма, музыкального минимализма, концептуализма.
В статье рассматриваются драматургические и композиционные проблемы, связанные с внедрением в оперный
жанр принципов, характерных для новой формы представления, сложившейся в европейском авангардном
и американском экспериментальном театре. Ранние сочинения Ф. Гласса – оперы «Эйнштейн на берегу»,
«Сатьяграха», «Эхнатон», которые композитор объединил в трилогию, последовательно воплощают идеи
обновления оперного спектакля. В исследовании обозначены традиции «театра жестокости», «эпического
театра», «театра абсурда» (А. Арто, Б. Брехт, С. Беккет), оказавшие влияние на музыкально-театральное мышление
композитора, определены особенности воплощения принципов нелинейной драматургии, охарактеризованы
способы конструирования смысла, рассмотрены приёмы композиционной организации, опирающиеся на
музыкально-языковые новации Ф. Гласса, выработанные в инструментальной музыке.

Ключевые слова: американский музыкальный театр, ранние оперы Ф. Гласса, «Эйнштейн на берегу»,
«Сатьяграха», «Эхнатон», обновление оперного жанра.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kiseyeva, E. V. (2018). Некоторые драматургические и композиционные особенности ранних опер Ф. Гласса. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 58–64. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.058-064
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Elena V. Kiseyeva, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Кисеева Елена Васильевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Vysotskaya M. S., Grigor'eva G. V. Muzyka XX veka: ot avangarda k postmodernu [Music of the 20th Century: from the Avant-garde towards Postmodernism]. Moscow: Moscow Conservatory Press, 2011. 440 p.
2. Dubinets E. A. Made in the USA: Muzyka – eto vse, chto zvuchit vokrug [Made in the USA: Music is Everything that Sounds Around Us]. Moscow: Kompozitor, 2006. 412 p.
3. Krom A. E. «Klassicheskaya faza» amerikanskogo muzykal'nogo minimalizma: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The “Classical Phase” of American Musical Minimalism: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Nizhny Novgorod, 2011. 57 p.
4. Manulkina O. B. Ot Ayvza do Adamsa: amerikanskaya muzyka XX veka: monografiya [From Ives to Adams: American Music of the 20th Century: Monograph]. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2010. 784 p.
5. Glass Ph. Music by Philip Glass. Da Capo Press, 1995. 226 p.
6. Glass Ph. Words Without Music: A Memoir. W. W. Norton & Company, 2015. 288 p.
7. Novak Je. Postopera: Reinventing the Voice-Body. Routledge, 2016. 192 p.
8. Novak Je., Richardson J. Einstein on the Beach: Opera Beyond Drama. Routledge, 2017. 261 p.
9. O’Connell S. Opera and the Media Industries. Opera in the Media Age: Essays on Art, Technology and Popular Culture. Jefferson, NC: McFarland, 2014, pp. 32–43.
10. Richardson J. Singing Archaeology: Philip Glass's Akhnaten. University Press of New England, 1999. 294 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)