Шикапшина как национальный символ культуры адыгов (черкесов)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается история бытования народного музыкального хордофона шикапшины (группа
смычковых шейковых лютней). Показаны функциональная роль и значение инструмента в традиционной
культуре адыгов, процесс возрождения и этапы модернизации в меняющихся социокультурных условиях
XIX–XX веков. Сфера участия шикапшины в жизни и судьбе народа в прошлом была многогранной.
Инструмент являлся своеобразным коммуникативным каналом межпоколенной трансмиссии этнической
культуры. Активный носитель фольклорных традиций, мудрец, поэт, песнотворец и исполнитель (джэгуакIуэ)
на шикапшине пользовался в социуме непререкаемым авторитетом и искренней любовью, отождествляя
самоценную народную культуру и её общественный статус. Шикапшина применялась как сольно, так
и в ансамбле в жанрах инструментальной и танцевальной музыки, могла сопровождать обрядовые, эпические
(нартские), историко-героические песни. В большей степени шикапшина созвучна песням-сетованиям
и очистительным песням.
Ключевые слова: этническая культура, адыги (черкесы), музыкальные инструменты адыгов, шикапшина
как тип смычковых шейковых лютней.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ashkhotov B. G. On the Ontological Foundations of the Adyghe Genre of Nart Pshinatley. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2010. No. 1 (6), pp. 41–49.
3. Ashkhotov B. G. Traditsionnaya kul'tura i tsivilizatsiya. Istoricheskiy rakurs oppozitsionnogo rassmotreniya [Traditional Culture and Civilization: Тhe Historical Perspective of an Oppositionary View]. Sotsiokul'turnye problemy kavkazskogo regiona v kontekste globalizatsii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 14–16 maya 2007 g. [The Sociocultural Issues of the Caucasus Region in the Context of Globalization: Proceedings of the Russian Scholarly and Practical Conference May 14–16, 2007]. Nalchik, 2007, pp. 98–107.
4. Ashkhotov B. G. Formy i funktsii vzaimodeystviya pesennogo tvorchestva i instrumental'noy muzyki [Forms and Functions of Interaction of Song Creativity and Instrumental Music]. Ashkhotov B. G. Adygskoe narodnoe mnogogolosie: fenomen podvizhnogo burdona [Adyghe Folk Polyphony: the Phenomenon of a Mobile Bourdon]. Saarbrucken, Deutschland: Palmarium Academic Publishing, 2015. 453 p.
5. Bell Dzh. Dnevnik prebyvaniya v Cherkesii v techenie 1837, 1838, 1839 gg. [Bell J. Diary of My Sojourn in Circassia During 1837, 1838 and 1839]. Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII–XIX vv. [The Adyghes, Balkars and Karachayans in the Reports by European Authors from the 13th to the 19th Centuries]. Edited by V. K. Gardanov. Nalchik, 1974, pp. 329–352.
6. Vil'gel'm de Rubruk. Puteshestvie v vostochnye strany Vil'gel'ma de Rubruk v leto blagosti [Wilhelm de Rubrouck. Journey to the Eastern Countries of Wilhelm de Rubrouk in the Years of Goodness]. Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII–XIX vv. [The Adyghes, Balkars and Karachayans in the Reports by European Authors from the 13th to the 19th Centuries]. Edited by V. K. Gardanov. Nalchik, 1974, pp. 329–352.
7. Gellanik Mitilenskiy. O narodakh [Hellanicus of Mytilene. About Peoples]. Antichnye istochniki o Severnom Kavkaze [Ancient Sources about the North Caucasus]. Compiled by B. M. Atalikov. Nalchik, 1990, p. 16.
8. Matsievskiy I. V. Adygskoe narodnoe mnogogolosie (Ob issledovanii B. G. Ashkhotova) [Adyghe Folk Polyphony (About the Study of B. G. Ashkhotov)]. Matsievskiy I. V. V prostranstve muzyki [In the Space of Music]. Volume 2. St. Petersburg, 2013, pp. 103–108.
9. Nikolai Damasskiy. Svod strannykh zakonov [Nicolaus Damascenus. A Code of Strange Laws]. Antichnye istochniki o Severnom Kavkaze [Ancient Sources about the North Caucasus]. Compiled by B. M. Atalikov. Nalchik, 1990, p. 56.
10. Rudichenko T. S. Traditional Musical Culture in the Modern World. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 2 (13), pp. 23–28.
11. Sokolova A. N. Traditsionnaya instrumental'naya kul'tura zapadnykh adygov: sistemno-tipologicheskoe issledovanie: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Traditional Instrumental Culture of the Western Adyghes: a Systemic-Typological Study: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. St. Petersburg, 2006. 41 p.
12. Taneev S. I. O muzyke gorskikh tatar [About the Music of Mountain Tatars]. Pamyati S. I. Taneeva [In Memoriam Sergei Taneyev]. Moscow: Muzgiz, 1947, pp. 195–211.
13. Thebu de Marin'i E. Poezdki v Cherkesiyu [Taitbout de Marigny E. Trips to Circassia]. Compiled and translated from the French by C. A. Malbakhov. Nalchik: Ehl-Fa, 2006. 208 p.
14. Kharaeva F. F. Traditsionnye muzykal'nye instrumenty i instrumental'naya muzyka adygov: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Traditional Musical Instruments and Instrumental Music of the Circassians: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2000. 29 p.
15. Khashba I. M. Abkhazskie narodnye muzykal'nye instrumenty [Abkhaz Folk Musical Instruments]. Suhumi: Alashara, 1967, 239 p.
16. Shu Sh. Adygskie narodnye muzykal'nye instrumenty [Circassian Folk Musical Instruments]. Kul'tura i byt adygov [The Culture and Way of Life of the Circassians]. Issue 1. Maykop, 1977. 158 p.
17. Jordania Joseph M. Who Asked the Fust Question? Origins of Human Choral polyphony, Intelligence, Language and Speech. Tbilisi state University, International Research for Traditional Polyphony. Tbilisi, 2006, pp. 134–142.
18. Sokolova A. Zhu – Vocal Part of Adyghe Traditional Instrumental Polyphony. The Fourth International Symposium on Traditional Polyphony. Ed. by R. Tzurtzumia, J. Jordania. Tbilisi, 2010, pp. 267–291.