Традиция многоголосного пения адыгов
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Материалом многолетнего исследования автору послужило богатейшее народно-песенное наследие адыгов,
охватывающее этапы развития этнической музыкальной культуры от архаических жанров мифологического
содержания до историко-героических и лирических песен конца XIX века. Самобытность исполнения боль-
шинства жанров, рассматриваемая в контексте многоуровневых связей солиста и хора, имеет взаимонаправ-
ленные векторы между самой информацией, жанром, эпохами, исполнителями и слушательской аудиторией.
Всё это проецируется на музыкальную форму коллективного пения, становясь базовой моделью отноше-
ний коррелятов песенной фактуры, вследствие чего главным акцентом феномена адыгского многоголосного
мышления становится диалогичность в самом широком смысле данного понятия. Сольно-групповая фактура
в адыгских песнях содержит два типа локализации: вертикальный и горизонтальный. Первый определяет
конкретный тип многоголосия – гетерофонный, стреттный, бурдонный, контрастный (полифонизирован-
ный). Второй раскрывает композиционные формы взаимодействия в их рассредоточенности, где дифферен-
цируются функциональные и драматургические показатели каждого пласта единой фактуры.
Ключевые слова: музыка адыгов, многоголосие, подвижный бурдон, креативность этнофоров, джэгуак1уэ
в песнетворчестве.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ashkhotov B. G. Kavkazskiy fol'klornyy areal: ontologicheskiy diskurs [Caucasian Folk Music Areal: An Ontological Discourse]. Vostok i Zapad etnicheskaya identichnost' i traditsionnoe muzykal'noe nasledie kak dialog tsivilizatsii i kul'tur: mat. mezhdunar. nauch. kongressa [East and West: Ethnic Identity and the Traditional Musical Legacy as a Dialogue of Civilizations and Cultures: Materials of the International Scholarly Congress]. Astrakhan, 2008, pp. 52–57.
3. Ashkhotov B. G. Nemerknushchie tsennosti traditsionnoy kul'tury [Unfading Values of Traditional Culture]. PAX SONORIS. Issue 8. Astrakhan, 2014, pp. 181–187.
4. Ashkhotov B. G. O nekotorykh printsipakh formostanovleniya adygskikh istoriko-geroicheskikh pesen [About Certain Principles of Form Establishment of the Adyghe Historical and Heroic Songs]. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Humanitarian and Social-Economic Sciences]. 2012, No. 3 (64), pp. 67–73.
5. Ashkhotov B. G. O transformatsii traditsionnoy kul'tury v XXI veke [On the Transformation of Traditional Culture in the 21st Century]. Kontsept [Concept] 2016. Volume 15, pp. 1026–1030.
6. Bell J. Dnevnik prebyvaniya v Cherkesii v techenie 1837, 1838, 1839 gg. [Diary of my Sojourn in Circassia during 1837, 1838 and 1839]. Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII– XIX vv. [The Adyghes, Balkars and Karachayans in the Reports by European Authors from the 13th to the 19th Centuries]. Edited by V. K. Gardanov. Nalchik, 1974, pp. 329–352.
7. Vishnevskaya L. A. Cherty evraziyskogo dialoga v traditsionnoy pevcheskoy kul'ture cherkesov i karachaevtsev [Some Features of the Eurasian Dialogue in the Traditional Singing Culture of the Circassians and Karachayans]. Vostok i Zapad: etnicheskaya identichnost' i traditsionnoe muzykal'noe nasledie kak dialog tsivilizatsii i kul'tur: mat. mezhdunar. nauch. kongressa [East and West: Ethnic Identity and the Traditional Musical legacy as a Dialogue of Civilizations and Cultures: Materials of the International Scholarly Congress]. Astrakhan, 2008, pp. 47–52.
8. Dubrovin N. F. Cherkesy (adyge) [The Circassians (The Adyghes)]. Issue 1. Krasnodar, 1927. 147 p.
9. Matsiyevskiy I. V. Adygskoe narodnoe mnogogolosie (ob issledovanii B. G. Ashkhotova) [The Adyghe Folk Polyphony (about Beslan Ashhotov’s Research)]. Matsievskiy I. V. V prostranstve muzyki [In the Space of Music]. Volume 2. St. Petersburg, 2013, pp. 103–108.
10. Shabalin D. S. Kul'tovo-proiznositel'nye istoki adygskogo pesennogo fol'klora (magiya slova v adygskom pesennom fol'klore) [The Ceremonial-Enunciative Origins of the Adyghe Folk Songs (the Magic of Words in Adyghe Folk Songs)]. Vestnik Krasnodarskogo gos. Universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Krasnodar State University of Culture and Arts]. 2005, No. 1 (8), pp. 36–42.
11. Gabisonia Tamaz. 2010. Criteria for Determining the Types of Polyphony of Georgian Folk Songs. Echoes from Georgia: Seventeen Arguments on Georgian Polyphony (collection of essays). Rusudan Tsurtsumua and Joseph Jordania (editors). New York: Nova Science, 2000, pp. 177–194.
12. Jordania Ioseph M. Who Asked the First Question? Origins of Human Choral polyphony, Intelligence, Language and Speech. Tbilisi State University, International Research for Traditional Polyphony. Tbilisi, 2006, рр. 134–142.
13. Magradze Valerian. On the Problem of Polyphony in Meskhetian Songs. Echoes from Georgia: Seventeen Arguments on Georgian Polyphony (collection of essays). Rusudan Tsurtsumua and Joseph Jordania (editors). New York: Nova Science, 2000, рр. 125–134.
14. Sokolova A. Zhu – Vocal Part of Adyghe Traditional Instrumental polyphony. The Fourth International Symposium on Traditional Polyphony. Ed. by Rusudan Tzurtzumia, Joseph Jordania. Tbilisi, 2010, рр. 267–291.
15. Sokolova A. The Caucasian-Scottish Relations throught the Prism of the Fiddle and Dance Music. North Atlantic Fiddle Convention Connecting Cultures. Aberdeen 26–30 July, 2006. P. 46.
16. Sokolova A. Music as Madicine: The Adyghs’ Case. Music and Altered States. Consciousness, Transcendence, Therapy and Addiction. London, 2005, рр. 74–82.