Традиция многоголосного пения адыгов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Beslan G. Ashkhotov

Аннотация

Материалом многолетнего исследования автору послужило богатейшее народно-песенное наследие адыгов,
охватывающее этапы развития этнической музыкальной культуры от архаических жанров мифологического
содержания до историко-героических и лирических песен конца XIX века. Самобытность исполнения боль-
шинства жанров, рассматриваемая в контексте многоуровневых связей солиста и хора, имеет взаимонаправ-
ленные векторы между самой информацией, жанром, эпохами, исполнителями и слушательской аудиторией.
Всё это проецируется на музыкальную форму коллективного пения, становясь базовой моделью отноше-
ний коррелятов песенной фактуры, вследствие чего главным акцентом феномена адыгского многоголосного
мышления становится диалогичность в самом широком смысле данного понятия. Сольно-групповая фактура
в адыгских песнях содержит два типа локализации: вертикальный и горизонтальный. Первый определяет
конкретный тип многоголосия – гетерофонный, стреттный, бурдонный, контрастный (полифонизирован-
ный). Второй раскрывает композиционные формы взаимодействия в их рассредоточенности, где дифферен-
цируются функциональные и драматургические показатели каждого пласта единой фактуры.

Ключевые слова: музыка адыгов, многоголосие, подвижный бурдон, креативность этнофоров, джэгуак1уэ
в песнетворчестве.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ashkhotov, B. G. (2016). Традиция многоголосного пения адыгов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 117–124. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.117-124
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Beslan G. Ashkhotov, Северо-Кавказский государственный институт искусств

Ашхотов Беслан Галимович – 
проректор по учебной работе,
доктор искусствоведения, профессор кафедры
истории и теории музыки

Библиографические ссылки

1. Ashkhotov B. G. Adygskoe narodnoe mnogogolosie: fenomen podvizhnogo burdona [The Adyghe Folk Polyphony: The Phenomenon of Movable Bourdon]. Saarbrucken, Deutschland: Palmarium Academic Publishing, 2015. 453 p.
2. Ashkhotov B. G. Kavkazskiy fol'klornyy areal: ontologicheskiy diskurs [Caucasian Folk Music Areal: An Ontological Discourse]. Vostok i Zapad etnicheskaya identichnost' i traditsionnoe muzykal'noe nasledie kak dialog tsivilizatsii i kul'tur: mat. mezhdunar. nauch. kongressa [East and West: Ethnic Identity and the Traditional Musical Legacy as a Dialogue of Civilizations and Cultures: Materials of the International Scholarly Congress]. Astrakhan, 2008, pp. 52–57.
3. Ashkhotov B. G. Nemerknushchie tsennosti traditsionnoy kul'tury [Unfading Values of Traditional Culture]. PAX SONORIS. Issue 8. Astrakhan, 2014, pp. 181–187.
4. Ashkhotov B. G. O nekotorykh printsipakh formostanovleniya adygskikh istoriko-geroicheskikh pesen [About Certain Principles of Form Establishment of the Adyghe Historical and Heroic Songs]. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Humanitarian and Social-Economic Sciences]. 2012, No. 3 (64), pp. 67–73.
5. Ashkhotov B. G. O transformatsii traditsionnoy kul'tury v XXI veke [On the Transformation of Traditional Culture in the 21st Century]. Kontsept [Concept] 2016. Volume 15, pp. 1026–1030.
6. Bell J. Dnevnik prebyvaniya v Cherkesii v techenie 1837, 1838, 1839 gg. [Diary of my Sojourn in Circassia during 1837, 1838 and 1839]. Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII– XIX vv. [The Adyghes, Balkars and Karachayans in the Reports by European Authors from the 13th to the 19th Centuries]. Edited by V. K. Gardanov. Nalchik, 1974, pp. 329–352.
7. Vishnevskaya L. A. Cherty evraziyskogo dialoga v traditsionnoy pevcheskoy kul'ture cherkesov i karachaevtsev [Some Features of the Eurasian Dialogue in the Traditional Singing Culture of the Circassians and Karachayans]. Vostok i Zapad: etnicheskaya identichnost' i traditsionnoe muzykal'noe nasledie kak dialog tsivilizatsii i kul'tur: mat. mezhdunar. nauch. kongressa [East and West: Ethnic Identity and the Traditional Musical legacy as a Dialogue of Civilizations and Cultures: Materials of the International Scholarly Congress]. Astrakhan, 2008, pp. 47–52.
8. Dubrovin N. F. Cherkesy (adyge) [The Circassians (The Adyghes)]. Issue 1. Krasnodar, 1927. 147 p.
9. Matsiyevskiy I. V. Adygskoe narodnoe mnogogolosie (ob issledovanii B. G. Ashkhotova) [The Adyghe Folk Polyphony (about Beslan Ashhotov’s Research)]. Matsievskiy I. V. V prostranstve muzyki [In the Space of Music]. Volume 2. St. Petersburg, 2013, pp. 103–108.
10. Shabalin D. S. Kul'tovo-proiznositel'nye istoki adygskogo pesennogo fol'klora (magiya slova v adygskom pesennom fol'klore) [The Ceremonial-Enunciative Origins of the Adyghe Folk Songs (the Magic of Words in Adyghe Folk Songs)]. Vestnik Krasnodarskogo gos. Universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Krasnodar State University of Culture and Arts]. 2005, No. 1 (8), pp. 36–42.
11. Gabisonia Tamaz. 2010. Criteria for Determining the Types of Polyphony of Georgian Folk Songs. Echoes from Georgia: Seventeen Arguments on Georgian Polyphony (collection of essays). Rusudan Tsurtsumua and Joseph Jordania (editors). New York: Nova Science, 2000, pp. 177–194.
12. Jordania Ioseph M. Who Asked the First Question? Origins of Human Choral polyphony, Intelligence, Language and Speech. Tbilisi State University, International Research for Traditional Polyphony. Tbilisi, 2006, рр. 134–142.
13. Magradze Valerian. On the Problem of Polyphony in Meskhetian Songs. Echoes from Georgia: Seventeen Arguments on Georgian Polyphony (collection of essays). Rusudan Tsurtsumua and Joseph Jordania (editors). New York: Nova Science, 2000, рр. 125–134.
14. Sokolova A. Zhu – Vocal Part of Adyghe Traditional Instrumental polyphony. The Fourth International Symposium on Traditional Polyphony. Ed. by Rusudan Tzurtzumia, Joseph Jordania. Tbilisi, 2010, рр. 267–291.
15. Sokolova A. The Caucasian-Scottish Relations throught the Prism of the Fiddle and Dance Music. North Atlantic Fiddle Convention Connecting Cultures. Aberdeen 26–30 July, 2006. P. 46.
16. Sokolova A. Music as Madicine: The Adyghs’ Case. Music and Altered States. Consciousness, Transcendence, Therapy and Addiction. London, 2005, рр. 74–82.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)