Творческая активность личности и студентоцентрированное обучение
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Творческая деятельность является одним из наиболее действенных способов всестороннего развития
личности, однако сегодня наблюдается дефицит творческого проявления человека. Скорректировать
сложившуюся ситуацию поможет привлечение актуальных и эффективных методов творческого развития.
Одним из самых важных является образовательная среда. Именно в условиях образовательного учреждения
происходит развитие большей части людей – реципиентов искусства. Проблема творческого отношения
к действительности – одна из обсуждаемых на ведущих научных Европейских форумах. Востребованной
становится, в частности, концепция студентоцентрированного обучения, направленного на активное развитие
чувства самостоятельности, рефлексивный метод учебного процесса. Подходящей для решения заявленной
проблемы становится и концепция вовлечения студентов через призму сотворчества, где акцент ставится
не на формальной её реализации, а на подлинном включении в сотворческий образовательный процесс.
Данные критерии соответствуют позициям личностно-ориентированного подхода, в котором самыми
главными становятся деятельностно-творческий метод и принцип природосообразности. Их осуществление
играет решающую роль в процессе гармоничного развития личности. Автор статьи направляет внимание на
творческую систему Болеслава Яворского, внёсшего существенный вклад в развитие музыкальной культуры
и образования России. Актуализация образовательных принципов Яворского в новых социокультурных
условиях даст возможность выйти на следующий уровень творческого развития личности.
Ключевые слова: творческая активность, музыкальная деятельность, природосообразное развитие,
саморазвитие, студентоцентрированное обучение, личностно-ориентированный подход.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovskiy M. G. Teoreticheskaya kontseptsiya B. L. Yavorskogo [The Theoretical Concept of B. L. Yavorsky]. Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya [The Art of Music: Theory and History]. 2012. No. 6, pp. 41–60.
3. Vernadskiy V. I. Khimicheskoe stroenie biosfery Zemli i ee okruzheniya [The Chemical Structure of the Earth’s Biosphere and its Environment]. Moscow: Nauka, 2001. 376 p.
4. Gorlova L. G. Ispolnitel’skaya deyatel’nost’ v razvitii tvorcheskoy aktivnosti muzykanta v teorii B. L. Yavorskogo [The Performing Activities in the Development of the Creative Activity of a Musician in the Theory of B. L. Yavorsky]. Kant [Kant]. 2014. No. 4 (13), pp. 117–119.
5. Demchenko A. I. Proekt prepodavaniya obshchikh distsiplin v muzykal’nom vuze [The Project of Instruction of General Disciplines at a Musical Institution for Higher Education]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1 (26), pp. 137–142. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.137-142.
6. Korepina N. A. Istoricheskoe znachenie deyatel’nosti B. L. Yavorskogo v period stanovleniya muzykal’nogo obrazovaniya Rossii [The Historical Significance of the Activities of Boleslav Yavorsky in the Period of Formation of Musical Education in Russia]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice]. 2015. No. 12/2 (62), pp. 112–115.
7. Pestalotstsi I. G. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya: v 3 t. [Pestalozzi J. H. Selected Pedagogical Works in 3 Volumes]. Volume 3. Moscow: Prosveshchenie, 1965. 632 p.
8. Razvitie sistem obespecheniya kachestva v vysshem obrazovanii: evropeyskiy rakurs (na materialakh Evropeyskikh forumov po obespecheniyu kachestva vysshego obrazovaniya 2013–2016 gg.) [The Development of Systems of Provision of Quality in Higher Education: a European Perspective (on the Materials of the European Forums on Quality Assurance in Higher Education 2013–2016)]. Moscow: NITU “MISiS”. 2016, 248 p. Portal Federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov vysshego obrazovaniya [Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/FULL%20TEXT_%20baydenko.pdf (29.01.2018).
9. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [The Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter, 2003. 713 p.
10. Rubinshteyn S. L. Printsip tvorcheskoy samodeyatel’nosti [The Principle of Artistic Amateur Performance]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. 1986. No. 4, pp. 101–108.
11. Fomina Z. V. Chelovecheskaya dukhovnost’: bytie i tsennosti: monografiya [Human Spirituality: Being and Values: Monograph]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2015. 232 p.
12. Khar’kovskaya G. A. Prirodosoobraznost’ kak teoreticheskaya osnova vospitaniya: istoricheskiy aspekt: dis. ... kand. ped. nauk [Congruity with Nature as a Theoretical Basis of Education: a Historical Aspect: Dissertation for the Degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Pyatigorsk, 2003. 186 p.
13. Yavorskiy B. L. Vospominaniya, stat’i, perepiska [Memories, Articles, Correspondence]. Volume 1. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971. 712 p.
14. Yavorskiy B. L. Izbrannye trudy [Selected Works]. Volume 2, part 1. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 358.
15. Yavorskiy B. L. Lektsii. Dirizherstvo, slushanie i fortepiano [Lectures. Conducting, Listening and Pianoforte]. Gosudarstvennyy muzykal’nyy tekhnikum [State Musical College]. Saratov, 1925. 27 p. The manuscript is located in the Archive of the Saratov State L. V. Sobinov Conservatory.
16. Harrison T. Conceptualising Student Engagement: A Co-creation Perspective. Working Together to Take Quality Forward: a Selection of Papers from the 8th European Quality Assurance Forum, 2014. Belgium: European University Association ASBL, pp. 51–58.
17. Marschall B., Schulte C., Vorwalder S., Wagner F. (Hg.) Ein Ende der Kunst: Kritische Theorie, Ästhetik, Gesellschaft (Kritische Kulturstudien) [An End to Art: Critical Theory, Aesthetics, Society (Critical Cultural Studies)]. Berlin u.a.: LIT, 2014. 256 p.
18. Prchal M., Messas L. How to Make Quality Assurance Processes More Meaningful to Teaching Staff – a Proposal from the Field of Music. 11th European Quality Assurance Forum, 2016. URL: http://eua.be/Libraries/eqaf-2016/papers/prchal_messas2016.pdf?sfvrsn=0 (29.01.2018).
19. Straberger M. Kunst und Kultur ist uns im wahrsten Sinne des Wortes heilig 5 [Art and Culture is Sacred to Us in the Truest Sense of the Word 5]. SYN obszön. Variationen des Erregenden [SYN obscene. Variations of the Exciting]. 2014. No. 9, pp. 47–57.
20. Vettori O., Loukkola T. Dealing with Engagement Issues – an Examination of Professionals’ Opinions on Stakeholder Involvement in Quality Assurance. Working Together to Take Quality Forward: a Selection of Papers from the 8th European Quality Assurance Forum, 2014. Belgium: European University Association ASBL, pp. 32–38.