Творческая активность личности и студентоцентрированное обучение

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia Yu. Kireyeva

Аннотация

Творческая деятельность является одним из наиболее действенных способов всестороннего развития
личности, однако сегодня наблюдается дефицит творческого проявления человека. Скорректировать
сложившуюся ситуацию поможет привлечение актуальных и эффективных методов творческого развития.
Одним из самых важных является образовательная среда. Именно в условиях образовательного учреждения
происходит развитие большей части людей – реципиентов искусства. Проблема творческого отношения
к действительности – одна из обсуждаемых на ведущих научных Европейских форумах. Востребованной
становится, в частности, концепция студентоцентрированного обучения, направленного на активное развитие
чувства самостоятельности, рефлексивный метод учебного процесса. Подходящей для решения заявленной
проблемы становится и концепция вовлечения студентов через призму сотворчества, где акцент ставится
не на формальной её реализации, а на подлинном включении в сотворческий образовательный процесс.
Данные критерии соответствуют позициям личностно-ориентированного подхода, в котором самыми
главными становятся деятельностно-творческий метод и принцип природосообразности. Их осуществление
играет решающую роль в процессе гармоничного развития личности. Автор статьи направляет внимание на
творческую систему Болеслава Яворского, внёсшего существенный вклад в развитие музыкальной культуры
и образования России. Актуализация образовательных принципов Яворского в новых социокультурных
условиях даст возможность выйти на следующий уровень творческого развития личности.

Ключевые слова: творческая активность, музыкальная деятельность, природосообразное развитие,
саморазвитие, студентоцентрированное обучение, личностно-ориентированный подход.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kireyeva, N. Y. (2018). Творческая активность личности и студентоцентрированное обучение. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 174–182. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.174-182
Раздел
Музыкальное образование
Биография автора

Natalia Yu. Kireyeva, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Киреева Наталья Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории
исполнительского искусства и музыкальной педагогики

Библиографические ссылки

1. Abdrakhmanova M. V., Valeeva R. R. Razrabotka printsipa prirodosoobraznosti v sovremennoy otechestvennoy pedagogike [Development of the Principle of Naturalness in Modern Russian Pedagogy]. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental Researchs]. 2015. No. 2 (13), pp. 2940–2943.
2. Aranovskiy M. G. Teoreticheskaya kontseptsiya B. L. Yavorskogo [The Theoretical Concept of B. L. Yavorsky]. Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya [The Art of Music: Theory and History]. 2012. No. 6, pp. 41–60.
3. Vernadskiy V. I. Khimicheskoe stroenie biosfery Zemli i ee okruzheniya [The Chemical Structure of the Earth’s Biosphere and its Environment]. Moscow: Nauka, 2001. 376 p.
4. Gorlova L. G. Ispolnitel’skaya deyatel’nost’ v razvitii tvorcheskoy aktivnosti muzykanta v teorii B. L. Yavorskogo [The Performing Activities in the Development of the Creative Activity of a Musician in the Theory of B. L. Yavorsky]. Kant [Kant]. 2014. No. 4 (13), pp. 117–119.
5. Demchenko A. I. Proekt prepodavaniya obshchikh distsiplin v muzykal’nom vuze [The Project of Instruction of General Disciplines at a Musical Institution for Higher Education]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1 (26), pp. 137–142. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.137-142.
6. Korepina N. A. Istoricheskoe znachenie deyatel’nosti B. L. Yavorskogo v period stanovleniya muzykal’nogo obrazovaniya Rossii [The Historical Significance of the Activities of Boleslav Yavorsky in the Period of Formation of Musical Education in Russia]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice]. 2015. No. 12/2 (62), pp. 112–115.
7. Pestalotstsi I. G. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya: v 3 t. [Pestalozzi J. H. Selected Pedagogical Works in 3 Volumes]. Volume 3. Moscow: Prosveshchenie, 1965. 632 p.
8. Razvitie sistem obespecheniya kachestva v vysshem obrazovanii: evropeyskiy rakurs (na materialakh Evropeyskikh forumov po obespecheniyu kachestva vysshego obrazovaniya 2013–2016 gg.) [The Development of Systems of Provision of Quality in Higher Education: a European Perspective (on the Materials of the European Forums on Quality Assurance in Higher Education 2013–2016)]. Moscow: NITU “MISiS”. 2016, 248 p. Portal Federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov vysshego obrazovaniya [Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/FULL%20TEXT_%20baydenko.pdf (29.01.2018).
9. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [The Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter, 2003. 713 p.
10. Rubinshteyn S. L. Printsip tvorcheskoy samodeyatel’nosti [The Principle of Artistic Amateur Performance]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. 1986. No. 4, pp. 101–108.
11. Fomina Z. V. Chelovecheskaya dukhovnost’: bytie i tsennosti: monografiya [Human Spirituality: Being and Values: Monograph]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2015. 232 p.
12. Khar’kovskaya G. A. Prirodosoobraznost’ kak teoreticheskaya osnova vospitaniya: istoricheskiy aspekt: dis. ... kand. ped. nauk [Congruity with Nature as a Theoretical Basis of Education: a Historical Aspect: Dissertation for the Degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Pyatigorsk, 2003. 186 p.
13. Yavorskiy B. L. Vospominaniya, stat’i, perepiska [Memories, Articles, Correspondence]. Volume 1. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971. 712 p.
14. Yavorskiy B. L. Izbrannye trudy [Selected Works]. Volume 2, part 1. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 358.
15. Yavorskiy B. L. Lektsii. Dirizherstvo, slushanie i fortepiano [Lectures. Conducting, Listening and Pianoforte]. Gosudarstvennyy muzykal’nyy tekhnikum [State Musical College]. Saratov, 1925. 27 p. The manuscript is located in the Archive of the Saratov State L. V. Sobinov Conservatory.
16. Harrison T. Conceptualising Student Engagement: A Co-creation Perspective. Working Together to Take Quality Forward: a Selection of Papers from the 8th European Quality Assurance Forum, 2014. Belgium: European University Association ASBL, pp. 51–58.
17. Marschall B., Schulte C., Vorwalder S., Wagner F. (Hg.) Ein Ende der Kunst: Kritische Theorie, Ästhetik, Gesellschaft (Kritische Kulturstudien) [An End to Art: Critical Theory, Aesthetics, Society (Critical Cultural Studies)]. Berlin u.a.: LIT, 2014. 256 p.
18. Prchal M., Messas L. How to Make Quality Assurance Processes More Meaningful to Teaching Staff – a Proposal from the Field of Music. 11th European Quality Assurance Forum, 2016. URL: http://eua.be/Libraries/eqaf-2016/papers/prchal_messas2016.pdf?sfvrsn=0 (29.01.2018).
19. Straberger M. Kunst und Kultur ist uns im wahrsten Sinne des Wortes heilig 5 [Art and Culture is Sacred to Us in the Truest Sense of the Word 5]. SYN obszön. Variationen des Erregenden [SYN obscene. Variations of the Exciting]. 2014. No. 9, pp. 47–57.
20. Vettori O., Loukkola T. Dealing with Engagement Issues – an Examination of Professionals’ Opinions on Stakeholder Involvement in Quality Assurance. Working Together to Take Quality Forward: a Selection of Papers from the 8th European Quality Assurance Forum, 2014. Belgium: European University Association ASBL, pp. 32–38.