Детерминанты ценностной ориентации личности в коммуникативном пространстве музыкального искусства
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Современная социокультурная ситуация, имеющая значительные достижения в области высокоразвитых тех-
нологий и культурных ценностей, даёт человеку большие возможности для полноценного гармоничного су-
ществования. Однако такая общественная благополучность является лишь внешней оболочкой, под которой
скрывается глубокий духовный кризис общества. Это связано, прежде всего, с погружением в интеллектуаль-
ную сферу деятельности и отказом человека от своего интуитивного внутреннего начала, что в результате при-
водит к потере самого себя. Человек в таких условиях становится пассивным и закрытым, теряющим интерес
и способности к восприятию произведений музыкального искусства. Но именно художественное творчество
является средством раскрытия духовного потенциала человека, возвышающего его над миром практических
задач. Главным в работе становится определение личностных детерминант, являющихся основными направ-
ляющими мотивации получения эстетического опыта. Для исследования данной проблемы предлагается ис-
пользование авторского коммуникативно-аксиологического подхода, позволяющего определить ценностные
ориентиры человека в его творческой коммуникативной деятельности, которые формируются благодаря раз-
витию определённых способностей человека. В статье приводится классификация, включающая четыре типа
личности, имеющие различное соотношение развития интеллектуального и интуитивного начал (личность с
сильным проявлением интуиции и соответствующим развитием интеллекта, личность с сильным проявлением
интуиции и недостаточным развитием интеллекта, личность с сильно развитым интеллектом, но задавленной,
закрытой интуицией, личность с неразвитым интеллектом и закрытой интуицией). Данное исследование в све-
те становления новой антропологии Иного Мировоззрения открывает широкие возможности для улучшения
взаимодействия участников коммуникативной системы «искусство-общество».
Ключевые слова: искусство, коммуникативно-аксиологический подход, ценностная ориентация, развитие
личности, коммуникация, аксиология.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vygotsky L. S. Psikhologiya iskusstva [The Psychology of Art]. St. Petersburg: Azbuka, 2016. 448 p.
3. Kireyeva N. Yu. Teatralizovannye formy realizatsii muzykal’nogo materiala: kommunikativnye aspekty [The Theatricalized Forms of Realization of Musical Material: Aspects of Communication]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 4 (17), pp. 122–127.
4. Kremlyov Yu. A. O meste muzyki sredi iskusstv [About the Place of Music among the Arts]. Moscow: Muzyka, 1966. 64 p.
5. Monro R. Okonchatel’noe puteshestvie [Monroe R. The Ultimate Journey]. Moscow: Sofiya, 2010, 320 p.
6. Reybruk M. Muzyka kak opyt: protsessual’nyy i ekologicheskiy podkhody [Reybrouck M. Music as Experience: Procedural and Ecological Approaches]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2011. № 1, pp. 164–175.
7. Smirnov B. F. K probleme tipologii slushateley simfonicheskikh kontsertov [Towards the Issue of Typology of Listeners of Symphonic Concerts]. SOTsIS (Sotsiologicheskie issledovaniya) [Sociological Research (Socis)]. 2004, No. 10, pp. 86–89.
8. Sokhor A. N. Kompozitor i publika v sotsialisticheskom obshchestve [The Composer and the Audience in Socialist Society]. Muzyka v sotsialisticheskom obshchestve: sb. st. [Music in Socialist Society: Digest of Articles]. Compiled by A.A. Farbshteyn. Issue 2. Leningrad: Muzyka, 1975, pp. 5–20.
9. Sharkovskaya N. V. Formirovanie sotsial’no-kul’turnoy aktivnosti lichnosti v uchrezhdeniyakh kul’tury i obrazovaniya: strukturno-funktsional’nyy podkhod: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk [The Formation of Social and Cultural Activity of a Personality in Institutions of Culture and Education: The Structural-Functional Approach: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Education]. Moscow, 2009. 48 p.
10. Yakupov A. N. Teoreticheskie problemy muzykal’noy kommunikatsii [Theoretical Issues of Musical Communication]. Moscow: Moscow State Conservatory; Magnitogorsk: Magnitogorsk State Musical Pedagogical Institute, 1994. 288 p.
11. Brindle R. S. The New Music: The Avant-garde since 1945. Second Edition. New York: Oxford University Press, 1987. 234 p.
12. Lewin D. Musical Form and Transformation: Four Analytic Essays. New York: Oxford University Press, 2007. 168 p.
13. Marschall B., Schulte C., Vorwalder S., Wagner F. (Hg.) (K)ein Ende der Kunst: Kritische Theorie, Ästhetik, Gesellschaft (Kritische Kulturstudien) [(No) End of Art: Critical Theory, Aesthetics, and Society (Critical Cultural Studies)]. Berlin u.a.: LIT, 2014. 256 p.
14. Palme P. Ware werden und werdende Ware. Cyborgs und Akkumulation [Goods and More Goods. Cyborgs and Accumulation]. SYN künstlich. Ambivalenzen des Artefakts [SYN Art. Ambivalences of Artifacts]. 2015, No. 11, pp. 25–34.
15. Straberger M. Kunst und Kultur ist uns im wahrsten Sinne des Wortes heilig [The Arts and Culture to Us Are Sacred in the Truest Sense of Words]. SYN obszön. Variationen des Erregenden [SYN Obscene. Variations of the Excitatory]. 2014, No. 09, pp. 47–57.