Об изучении музыкального прошлого Башкирии: исторический обзор
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье прослеживается процесс научного постижения музыкального прошлого Башкирии (сегодня
– Республики Башкортостан) – одного из Южно-Уральских регионов России. Автор рассматривает
деятельность историков, литераторов, журналистов начиная с XVIII века, чей опыт имел принципиальное
значение для музыковедческой области. Точкой отсчёта обозначаются труды Петра Рычкова, составившие
фундамент всестороннего изучения края, а также отчёты Оренбургской экспедиции Ивана Кирилова.
Характеризуются произведения литературы (Тимофея Беляева, Сергея Аксакова, Владимира Даля),
выделяются имена историков, этнографов (Руфа Игнатьева, Дмитрия Волкова, Виктора Филоненко и др.).
Затрагивается деятельность общественных объединений: Общества по изучению Башкирии, Башкирского
отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Общества краеведов
Башкортостана. Даётся оценка направлений исторических поисков краеведов Николая Барсова, Георгия
Гудкова, Зинаиды Гудковой, Мурада Рахимкулова, Владимира Скачилова, Галины Бельской, Людмилы
Атановой и др. Подчёркивается важная роль Института истории, языка и литературы Уфимского научного
центра РАН для всестороннего познания региона, а также деятельность Уфимского института искусств
в расширении поля исследования музыкальных явлений. Регулярно организуемые конференции показывают
целесообразность консолидации научных направлений. Автор приходит к выводу, что достижения
в реконструкции и осмыслении музыкальной истории региона возможны при условии сотрудничества
представителей различных областей знаний.
Ключевые слова: музыкальная культура Южного Урала, музыкальная история Башкирии, музыкальная
историография, музыкальное краеведение, Уфимский государственный институт искусств имени Загира
Исмагилова.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bashkiriya v russkoy literature: v 6 t. [Bashkiria in Russian Literature in 6 Volumes]. Compiled by M. G. Rakhimkulov. Vol. 1. Ufa: Bashk. kn. izd-vo, 1989. 512 p.
3. Bashkirskaya entsiklopediya: v 7 t. [The Bashkir Encyclopedia in 7 Volumes]. Edited by M. A. Il’gamov. Ufa: NI “Bashkirskaya entsiklopediya”, 2005–2011.
4. Bel’skaya G. A. Ufa – kolybel’ tvorcheskoy zhizni F. I. Shalyapina [Ufa – the Cradle of the Creative Life of Feodor Chaliapin]. Bel’skie prostory: proza, poeziya, vospominaniya, stat’i, esse [Belsky Expanses: Prose, Poetry, Memoirs, Articles, Essays]. Compiled by Yu. A. Andrianov, S. N. Sharipov. Ufa, 1998. pp. 258–270.
5. Garipova N. F. Fortepiannoe ispolnitel’stvo i obrazovanie v Ufe. Stranitsy istorii [Piano Performance and Education in Ufa. Pages of History]. Ufa: Gilem, 2010. 245 p.
6. Gudkov G. F., Gudkova Z. I. S. T. Aksakov. Sem’ya i okruzhenie: kraevedcheskie ocherki [Sergey Aksakov. Family and surroundings: Essays in Regional History]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo, 1991. 373 p.
7. Iskusstvo v epokhu voennykh ispytaniy. V pamyat’ o sobytiyakh Pervoy mirovoy voyny: materialy Pyatykh otkrytykh Shalyapinskikh chteniy [Art in the Era of Military Trials. In Memory of the Events of the First World War: Materials of the Fifth Open Chaliapin Readings]. Edited by S. M. Platonova; State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov. Ufa, 2015. 124 p.
8. Istoriya Ufy: kratkiy ocherk [History of Ufa: a Short Essay]. Edited by R. G. Ganeev et al. Ufa: Bashk. kn. izd-vo, 1981. 604 p.
9. Karpova E. K. Stranitsy dorevolyutsionnoy muzykal’noy istorii [Pages of Pre-Revolutionary Musical History]. Ocherki po istorii bashkirskoy muzyki [Essays on the History of Bashkir Music]. Edited by E. K. Karpova. Issue 1. Ufa, 2001, pp. 4–26.
10. Makhney S. I. Russkie kompozitory i Bashkiriya (k probleme vzaimodeystviya dvukh kul’tur) [Russian Composers and Bashkiria (Concerning the Problem of Interaction of Two Cultures)]. Ufa: Gilem, 2008. 168 p.
11. Muzykal’nye traditsii Ufy i evropeyskoe iskusstvo XIX–XX vv.: k 145-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushcheysya pianistki V. V. Timanovoy: materialy konf. [The Musical Traditions of Ufa and European Art of the 19th and 20th Centuries: Towards the 145th Anniversary of the Birth of the Outstanding Pianist V. V. Timanova: Materials from Conference]. Edited by R. M. Gubaydullin. Ufa, 2001. 130 p.
12. Nabieva E. A., Khalfin S. A. Istoriya kul’tury Bashkortostana (komplekt nauchnykh i uchebnykh materialov). Vypusk 13: Formirovanie i stanovlenie muzykal’no-kul’turnogo potentsiala Bashkirii (2-ya pol. XIX – nach. XX vv.): ucheb. posobie [History of the Culture of Bashkortostan (a Set of Scholarly and Educational Materials). Issue 13: The Formation and the Making of the Musical and Cultural Potential of Bashkiria (Form the Second Half of the 19th Century to the Early 20th Centuries): Textbook]. Ufa: Ufa State Academy of Economics and Service, 2010. 208 p.
13. Nigmatullina I. V. Staraya Ufa: istoriko-kraevedcheskiy ocherk [Old Ufa: Historical and Ethnographic Essay]. Second Edition. Ufa: Belaya reka, 2007. 224 p.
14. Osnovy khudozhestvennosti v iskusstve: opyt vekov i sovremennye iskaniya: mat. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Fundamentals of Artistry in Art: the Experience of the Centuries and the Modern Quest: Materials of All-Russian Scientific and Practical Conference]. Edited by S. M. Platonova; Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov. Ufa, 2014. 218 p.
15. Sinenko S. G. Ufa staraya i novaya: populyarnaya illyustrirovannaya entsiklopediya [Ufa is Old and New: a Popular Illustrated Encyclopedia]. Ufa: Izd-vo Bashkortostan, 2007. 272 p.
16. Fomenkov M. P. Vospominaniya o Shalyapinskom Zale [Memories of the Chaliapin Hall]. Ufa: Editorial Publishing Center of the Ufa State Academy of Arts, 2003. 107 p.