Шаляпинский зал Уфимского института искусств: обретение имени
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Май 2016 года отмечен памятной датой – 125-летием выступления великого артиста Фёдора Шаляпина в Уфе
на сцене Концертного зала Дворянского собрания (ныне здание Уфимского государственного института ис-
кусств). Долгий и многотрудный для отечественной культуры процесс возвращения славы великого певца на
Родину наблюдается на примере Башкортостана. Высвечиваются страницы истории, связанные с оперным де-
бютом Шаляпина в антрепризе С. Я. Семёнова-Самарского (1890/1891), концертным выступлением на вечере
Общества любителей пения, музыки и драматического искусства. Реабилитация имени великого певца в годы
после Второй мировой войны происходила в непростых условиях. В увековечивании памяти Шаляпина в Уфе
важна роль музыканта и художника, обладателя баса, заслуженного деятеля искусств БАССР Бориса Яков-
левича Торика. Благодаря его деятельности первой в стране была установлена мемориальная доска в честь
Ф. И. Шаляпина на здании бывшего уфимского Дворянского собрания (1967). Торик исполнил роль Шаляпина
в телевизионном фильме Башкирской студии, ставшим приношением памяти великих имён С. В. Рахманинова
и Ф. И. Шаляпина (1970). Активную деятельность Уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского
центра (1992) много лет направляла лидер шаляпинского движения в республике – Галина Александровна
Бельская. Значителен ряд событий, относящихся к истории Концертного зала: присвоение ему имени Шаля-
пина, обновление мемориальной доски, установка памятника артисту и др. Великий талант гениального певца
служит импульсом для появления новых культурных проектов в Башкортостане.
Ключевые слова: Фёдор Шаляпин, Шаляпин в Уфе, шаляпинское движение, Б. Я. Торик, Г. А. Бельская.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bel’skaya G. A. Fedor Shalyapin – Rossiya – mir [Feodor Chaliapin – Russia – the World]. Respublika Bashkortostan [Republic of Bashkortostan]. 2000, No. 1 (6), pp. 108–110.
3. Garipova N. F. Shtrikhi k portretu russkoy pianistki V. V. Timanovoy [Traits of the Portrait of Russian Pianist V. V. Timanova]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 3 (16), pp. 72–76.
4. Gozenpud A. A. Russkiy opernyy teatr na rubezhe XIX–XX vekov i F. I. Shalyapin (1890–1904) [Russian Opera at the Turn of the 19th and 20th Centuries and F. Chaliapin (1890–1904)]. Leningrad: Muzyka,1974. 264 p.
5. Dmitrievskiy V. N. Shalyapin [Chaliapin]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2013. 544 p. (Zhizn’ zamechatel’nykh lyudey [Lives of Remarkable People]).
6. Iskusstvo v epokhu voennykh ispytaniy. V pamyat’ o sobytiyakh Pervoy mirovoy voyny: materialy Pyatykh otkrytykh Shalyapinskikh chteniy [Art in the Epoch of Military Ordeals. In Memory of the Events of World War I: Materials from the Fifth Chaliapin Public Conference]. Edited by S. M. Platonova. Ufa: Publisher of the Bashkir State University, 2015. 123 p.
7. Koval’ Yu. N. Talant samorodnyy. Shtrikhi k tvorcheskoy biografii zasluzhennogo deyatelya iskusstv Bashkortostana Borisa Torika [Original Talent. Sketches for the Artistic Biography of the Merited Activist of the Arts of Bashkortostan, Boris Torik]. Bel’skie prostory [Bielski Expanses]. 2008, No. 2, pp. 126–132.
8. Letopis’ zhizni i tvorchestva F. I. Shalyapina: v 2 kn. [Chronicles of the Life and Artistic Work of Feodor Chaliapin in 2 Books]. Edited by Yu. Kotlyarov, V. Garmash. 2nd Edition, Revised. Leningrad: Muzyka, 1988. Book 1. 358 p.; 1989. Book 2. 390 p.
9. Lugovskaya V. Osen’ patriarkha (ocherk o teatral’nom deyatele i pedagoge Borise Torike) [Autumn of the Patriarch (Sketch of Theatrical Activist and Pedagogue Boris Torik)]. Omsk teatral’nyy [Theatrical Omsk]. 2012, No. 30 (52), pp. 20–27.
10. Uzikov Yu. A. Ufimskie stranitsy biografii F. I. Shalyapina [The Ufa Pages of the Biography of F. I. Chaliapin]. Bel’skie prostory [Bielski Expanses]. 2007, No. 11 (108), pp. 108–137.
11. Shalyapin F. I. Maska i dusha [The Mask and my Soul]. Fedor Ivanovich Shalyapin: sb. V 3 t. T. 1: Literaturnoe nasledstvo. Pis’ma [Feodor Chaliapin: Collection in 3 Volume. Volume 1: Literary Heritage. Letters]. Edited, compiled and with an introductory article by E. A. Grosheva. 3rd Edition, Revised and Enlarged. Moscow, 1976, pp. 217–303.
12. Shalyapin F. I. Stranitsy iz moey zhizni [Pages from My Life]. Ibid., pp. 105–216.
13. Fomenkov M. P. Vospominaniya o Shalyapinskom zale [Memories of the Chaliapin Hall]. Ufa: Ufa State Academy of the Arts Press, 2003. 107 p.
14. Book of Songs in Repertoire of Feodor Chaliapin, the World’s Greatest Singer. New York: Botwen Printing Co., 2011. 84 p.
15. Rich Sharon. Nelson Eddy: The Opera Years 1922–1935. New York: Bell Harbour Press, 2012. 200 p.