Летопись слома времён (Пятая и Шестая симфонии Н. Я. Мясковского)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Пятая симфония Н. Мясковского явилась для русской музыки наиболее значительным обобщением исключительно многообразной действительности, характерной для первых десятилетий ХХ века. Со всей отчётливостью здесь представлено расслоение на принадлежащее эпохе уходящей и эпохе нарождавшейся, причём с достаточной явственностью намечена направленность эволюционного процесса от старого к новому. Взаимодействие данных сущностей строится по принципу сопоставления, при этом контрасты столь значительны и их так много, что складывается весьма разнородный конгломерат, что дополняется отчётливо поляризованными образными напластованиями. Тем самым можно отметить явную разноречивость облика симфонии, что следует расценивать не композиционно-структурным просчётом, но отражением противоречивости и разлаженности самой жизни того времени. В музыке Мясковского чувствуется пульс эпохи страшных катаклизмов, сотрясавших Россию. Среди хаоса продолжала своё существование жизнь человеческой души, остро реагирующей на происходящее вокруг. Отсюда смятенность умонастроений, сгущённо драматическое восприятие импульсов, исходящих извне. Законченное выражение всё это получило в Шестой симфонии, отобразившей атмосферу рубежа 1910–1920-х годов. Она регистрирует уже не разноречие уходящего и нового, а их открытый конфликт, что порождает качественно иную концепцию: трагический разлом бытия (экспансия революционной стихии – погребение старого мира) и поиск духовной опоры в водовороте исторических катаклизмов. Взятые как целое, Пятая и Шестая симфонии Н. Мясковского, по хронологии их написания (десятилетие 1914–1923) и по затронутой в них проблематике составившие единый монументальный диптих, стали своего рода музыкально-художественной летописью происходившего в России в период коренного перелома её истории.
Ключевые слова: музыка России, симфонии Н. Мясковского, социальные конфликты в музыке.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gulinskaya Z. K. Nikolay Yakovlevich Myaskovskiy [Nikolai Yakovlevich Myaskovsky]. Moscow: Muzyka, 1985. 191 p.
3. Demchenko A. I. Kartina mira v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala XX veka [The Perspective of the World in the Art of Music of Russia in the Early 20th Century]. Moscow: Kompozitor, 2005. 264 p.
4. Demchenko A. I. Kontseptsionnyy metod muzykal'no-istoricheskogo analiza [Conceptual Method of Musical and Historical Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2010. 88 p.
5. Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.
6. Demchenko A. I. Ob odnoy iz simfoniy N. Ya. Myaskovskogo [About one of the Symphonies by Nikolai Myaskovsky ]. Issledovaniya o russkoy i zarubezhnoy muzyke [Studies in Music in Russia and Other Countries]. Tambov, 2004, pp. 93–106.
7. Dolinskaya E. B. Kompozitor na voyne i o voyne. Nikolay Myaskovskiy [A Composer in War and about War]. Vestnik Magnitogorskoy konservatorii [Bulletin of the Magnitogorsk Conservatory]. 2015. No. 2, pp. 4–10.
8. Ikonnikov A. A. N. Ya. Myaskovskiy, khudozhnik nashikh dney [Nikolai Myaskovsky, an Artist of our Days]. Moscow: Muzyka, 1966. 424 p.
9. Neizvestnyy Nikolay Myaskovskiy: vzglyad iz XXI veka [The Unknown Nikolai Myaskovsky: a Perspective from the 21st Century]. Moscow: Kompozitor, 2006. 214 p.
10. Palagina A. P. Vokal'no-simfonicheskie proizvedeniya N. Ya. Myaskovskogo [The Vocal-Symphonic Works of Nikolai Myaskovsky]. Aktual'nye problemy kul'tury [Topical Issues of Culture]. Issue 14. Orenburg, 2013, pp. 114–121.
11. Rayskin I. G. “I golos moy negromok…” [“And my voice is quiet...”]. Musicus. 2012. No. 1, pp. 30–36.
12. Nikolay Myaskovsky: The Conscience of Russian Music. By Gregor Tassie. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2014. 395 p.
13. Norris C. Music and the Politics of Culture. Lawrence & Wishart, 1989. 364 p.
14. Steinberg M. The Symphony: A Listener's Guide. Oxford University Press, 1998. 678 p.