Из истории отечественной фольклористики XIX века: от эмпирии к теории

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ekaterina E. Golenishcheva
Olga I. Kulapina

Аннотация

Объектом исследования является народно-певческое искусство в трудах фольклористов XIX века, когда обра-
щение к творчеству русского народа приобрело черты стабильности. Авторы выдвигают задачу – проследить
эволюцию взглядов на народно-песенное исполнительство в триаде «практика – наука – образование», исходя из
временнóго фактора, при опоре на профессиональные интересы, художественные приоритеты и вкусовые при-
страстия отечественных исследователей. Если А. Н. Серов стал основоположником музыкальной фольклори-
стики как науки, а В. Ф. Одоевский наметил курс на народное просветительство и образование, то практические
навыки по собиранию русского народно-песенного творчества связаны с применением фонографа Е. Э. Линёвой,
что фактически относится уже к началу ХХ столетия. Цель статьи выражает методологический вектор: показать,
как преемственно выковывалась фольклористская научная мысль, достигшая профессионального уровня во вто-
рой половине XIX века, начиная с истоков – первых эмпирико-теоретических наблюдений и описательных работ.

Ключевые слова: русская народная песня, народно-песенное исполнительство, музыкальная фольклори-
стика, труды фольклористов XIX века.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Golenishcheva, E. E., & Kulapina, O. I. (2016). Из истории отечественной фольклористики XIX века: от эмпирии к теории. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 90–96. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.1.090-096
Раздел
Музыкальная культура России
Биографии авторов

Ekaterina E. Golenishcheva, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Голенищева Екатерина Евгеньевна – 
аспирантка кафедры гуманитарных дисциплин

Olga I. Kulapina, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Кулапина Ольга Ивановна – 
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Bakhtin V. S. U russkoy pesni zhenskoe litso [The Russian Songs Possesses a Feminine Face]. Russkie pesennitsy nashikh dney [Female Russian Singers In Our Days]. Edited and Compiled by V. S. Vinogradov. Mos-cow, 1988, pp. 3–38.
2. Golenishcheva E. E. L. L. Khristiansen i ego rol' v stanovlenii professional'nogo narodno-pevcheskogo iskusstva, nauki, obrazovaniya [L. L. Christiansen and His Role in the Development of the Art, Science and Education of Professional Folk Singing]. URL: http:// www.science-education.ru/pdf/2014/6/785.pdf.
3. Zemtsovsky I. I. Russkaya sovetskaya muzykal'naya fol'kloristika [Soviet Russian Musical Folklore]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Music Theory and Aesthetics]. Issue 6–7. Leningrad, 1967, pp. 215–262.
4. Zemtsovsky I. I. Fol'kloristika kak nauka [Folklore Studies as an Academic Discipline]. Slavyanskiy muzykal'nyy fol'klor: st. i mat. [Slavic Folk Music: Articles and Materials]. Moscow, 1972, pp. 9–79.
5. Istomin I. A. Melodiko-garmonicheskoe stroenie russkoy narodnoy pesni: issledovanie [The Melodic and Harmonic Structure of the Russian Folk Song: Research]. Moscow: Sovetskiy Kompozitor, 1985. 184 p.
6. Kastalsky A. D. Stat'i. Vospominaniya. Materialy [Article. Memoirs. Materials]. Edited and Compiled by D.V. Zhitomirsky. Moscow: Muzgiz, 1960. 292 p.
7. Kulapina O. I. Osnovy ladogarmonicheskoy sistemy russkoy narodnoy muzyki: monografiya [The Foundations of the Modal and Harmonic System of Russian Folk Music: a Monographic Book]. Moscow; Saratov: The Saratov State L.V. Sobinov Conservatory, 2004. 356 p.
8. Lobanov M. A. Vydayushсhiysya issledovatel'- fol'klorist [A Prominent Researcher in Folklore]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1971, No. 10, pp. 135–139.
9. Narodnoe muzykal’noe tvorchestvo [The Folk Music Legacy]. Edited by O. A. Pashina. St. Petersburg: Kompozitor, 2005. 568 p.
10. Odoyevsky V. F. Muzykal'no-literaturnoe nasledie [Musical and Literary Heritage]. Moscow: Muzgiz, 1956, 729 p.
11. Russkaya mysl' o muzykal'nom fol'klore: materialy i dokumenty [The Russian Thought about Musical Folklore: Materials and Documents]. Compiled by P. A. Vulfius, Introduction by E. M. Orlova, Edited and Compiled by O. I. Sokolova. Moscow: Muzyka, 1979. 367 p.
12. Serov A. N. Russkaya narodnaya pesnya kak predmet nauki [The Russian Folk Song as an Object of Scholarship]. Edited Compiled by A. S. Ogolevets. Moscow: Muzgiz, 1952. 64 p.
13. Smirnov D. V. Stanovlenie muzykal'noy fol'kloristiki kak uchebnoy distsipliny v Rossii kontsa XIX – nachala XX veka [The Formation of Musical Folklore as An Educational Discipline in Russia in the Late 19th and Early 20th Century] URL: http://econf.rae. ru/article/7733.
14. Sokalskiy P. P. Russkaya narodnaya muzyka, velikorusskaya i malorusskaya v ee stroenii melodicheskom i ritmicheskom i otlichiya eyo ot osnov sovremennoj i garmonicheskoj muzyki [The Russian Folk Music of Great and Little Russia in its Melodic and Rhythmic Structure, and its Distinction from the Foundations of Contemporary and Harmonious Music]. Kharkiv, 1888, 396 p.
15. Shamina L. V. Osnovy narodno-pevcheskoy pedagogiki: ucheb. posobie [The Fundamentals of the Pedagogy of Folk Singing: Textbook]. Moscow: Grafika, 2007. 202 p.
16. Shchurov V. M. Stilevye osnovy russkoy narodnoy muzyki [The Stylistic Foundations of Russian Folk Music]. Moscow: Moscow State Tchaikovsky Conservatory, 1998. 465 p.