Певческая терминология на рубеже XVI-XVII веков: азбука инока Христофора «Ключ знаменной» (1604)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В центре внимания статьи – певческая терминология в азбуке Христофора «Ключ знаменной» (1604). Автор показывает, что её изучение даёт возможность осознать глубину профессиональности певческого искусства на рубеже XVI–XVII столетий. При всём многообразии терминологии прослеживается её строгое дифференцирование по функциональному назначению. Выполненный сравнительный анализ азбуки позволяет установить устойчивый фонд мелодических комплексов и непрерывное его пополнение. Данное явление свидетельствует о живом творческом процессе в певческом искусстве средневековой России.
Ключевые слова: церковно-певческое искусство, древнерусская теория музыки, Христофор
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. – Л.: Музыка, 1972.
3. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. В 2 т. Т. 1. – М.: ГИИИНС, 1958.
4. Карастоянов Б. П. О таблицах мелодических формул знаменного роспева // Musica antique VIII. – Bydgoszcz, 1988. – Vol. 1.
5. Никишов Г. Инок Кирилло-Белозерского монастыря Христофор и его «Ключ знаменной» (1604) // Памятники русского музыкального искусства / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Музыка, 1983. – Вып. 9. – С. 179–290.
6. Николаева Е. В. История музыкального образования. Древняя Русь: конец X – середина XVII столетия: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Памятники русского музыкального искусства / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Музыка, 1983. – Вып. 9.
8. Словарь русского языка XI–XVII веков. – М.: Наука, 2000. – Вып. 25.
9. Шабалин Д. С. Древнерусская музыкальная энциклопедия. – Краснодар: Сов. Кубань, 2007.