О движении в симфоническом цикле

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga V. Shmakova

Аннотация

В статье рассматривается категория «движения» в симфонии
как важнейшая составляющая жанрового содержания в каж-
дой из частей цикла. Г енезис двига тельных образ ов в симфо -
нии обусловлен воплощением эмоций, социального статуса и
телесности Челов ека.
Под «движением» в жанре симфонии понимается осо-
бый характер развития материала – направленность на из-
менение, преобразование исходных образов в ходе драматур-
гии. Не только процессуальный, но и семантический ракурс
находит здесь отражение в таких образах, как «двигательная
пластика», «гротескная пластика», «абстрактная пластика».
Вместе взятые, они становятся частью идейно-художествен-
ной концепции симфонии: Радости, Трагедии и Вечности.

Ключевые слова: симфонический цикл, музыкальные
жанры, музыкальной содержание, музыкальная драматургия,
движение в музыке

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shmakova, O. V. (2015). О движении в симфоническом цикле. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 100–105. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.2.19.100-105
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Olga V. Shmakova, Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова

Ольга Владимировна Шмакова – кандидат искусствоведения,
профессор кафедры истории и теории музыки

Библиографические ссылки

1. Aranovskiy M. G. Simfonicheskie iskaniya. Problema zhanra simfonii v sovetskoy muzyke 1960–1975 godov. Issledovatel’skie ocherki [The Symphonic Quest. The Problem of Genre of the Symphony in Soviet Music in 1960–1975: Research Essays]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1979. 286 p.
2. Balanchine G. Tantseval’nyy element v muzyke Stravinskogo [The Dance Element in the music of Stravinsky]. Stravinskiy: stat’i i materialy [Stravinsky: Articles and Materials]. Moscow, 1985, pp. 261–269.
3. Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1975. 495 p.
4. Druskin M. S. Igor’ Stravinskiy. Lichnost’, tvorchestvo, vzglyady [Igor Stravinsky. Personality, Creativity, Views]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1982. 208 p.
5. Druskin M. S. Ocherki po istorii tantseval’noy muzyki [Essays on the History of Dance Music]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1963. 201 p.
6. Zaydel’ E. G. Teoriya otnositel’nosti i muzyka [The Theory of Relativity and Music]. Prostranstvo i vremya v muzyke [Space and Time in Music]. Moscow: Gnessin Russian Academy of Music, 1992. Issue 141, pp. 101–116.
7. Kazantseva L. P. Osnovy teorii muzykal’nogo soderzhaniya: uchebnoe posobie [Fundamentals of the Theory of Music Content: Tutorial Manual]. Astrahan’: Fakel, 2001. 368 p.
8. Kogan L. N. Vechnost’. Prekhodyashchee i neprekhodyashchee v zhizni cheloveka [Eternity. The Evanescent and the Enduring in Human Life]. Ekaterinburg: Ural State M. Gorky University, 1994. 208 p.
9. Kuznetsova M. V. Meditativnost’ kak svoystvo muzykal’nogo myshleniya (Avet Terteryan, Arvo Pyart, Valentin Sil’vestrov): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Contemplative State as a Property of Musical Thinking (Avet Terteryan, Arvo Pärt, Valentin Silvestrov): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2007. 26 p.
10. Medushevskiy V. V. Intonatsionnaya forma muzyki [The Intonational Form of Music]. Moscow: Kompozitor, 1993. 262 p.
11. Medushevskiy V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [About the Regularities And Means of the Artistic Impact of Music]. Moscow: Muzyka Press, 2010. 254 p.
12. Medushevskiy V. V. Khristianskie osnovaniya sonatnoy formy [The Christian Foundations of the Sonata Form]. Muzykal’naya akademiya. 2005, No. 4, pp. 13–27.
13. Sokolov O. V. Morfologicheskaya sistema muzyki i ee khudozhestvennye zhanry [The Morphological System of Music and its Artistic Genres]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University, 1994. 220 p.
14. Filimonova M. N. Adagio v simfoniyakh Bruknera [The Adagio in Bruckner’s Symphonies]. Voprosy teorii muzyki [Questions of Music Theory]. Moscow, 1975. Issue 3, pp. 273–276.
15. Kholopova V. N. Tri storony muzykal’nogo soderzhaniya [The Three Sides of Musical Content]. Muzykal’noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mat-ly I Vseros. nauch.-prakt. konf. [Musical Content: Scholarship and Pedagogy: Proceedings of the First Russian Research-Practical Conference]. Ed. V. Kholopova. Moscow; Ufa, 2002, pp. 55–76.
16. Tsukkerman V. A. Muzykal’nye zhanry i osnovy muzykal’nykh form [Musical Genres and the Bases of Musical Forms]. Moscow: Muzyka Press, 1964. 159 p.
17. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonational Formula and The Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute of Art, 1999. 318 p.
18. Shaymukhametova L. N. Semanticheskie protsessy v muzykal’noy teme: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Semantic Processes in the Musical Theme: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2000. 35 p.
19. Sheyn S. F. Teoriya simfonizma v tolkovanii B. Asaf’eva [The Theory of the Symphony in the Interpretation of Boris Asafiev]. Problemy muzykal’noy nauki [Problems of Musical Science]. Compiled by V. Zak and E. Chigaryova. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1985. Issue 6, pp. 4–28.
20. Shmakova O. V. Final v simfonicheskikh tsiklakh Bartoka, Oneggera i Khindemita (1930–1950-e gg.) [The Finale in the Symphonic Cycles of Bartok, Honegger and Hindemith (1930s–1950s)]. Volgograd: Miria, 2009. 238 p.
21. Shmakova O. V. Final v simfonicheskom tsikle [The Finale in the Symphonic Cycle]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2009, No. 1 (4), pp. 121–124.