К проблеме рождения шедевра в контексте индивидуального стиля. Малер и Достоевский
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Работа направлена на исследование смыслообразовательных процессов в музыке. Основу методологии
составляет анализ слова и смысла в условиях авторских стилей, детерминируемых рефлексивным типом
сознания и соответствующим ему типом индивидуально-творческого мышления. В данной статье сдела-
на попытка спроецировать механизмы смыслообразования, действующие в сознании человека как аппарат
понимания, превращающий безличные значения (концепты) в личностный смысл, на творческий процесс
композитора. С этой целью актуализировано понятие «темы творчества», транспонирующей внутренние со-
держания рефлексивного слоя сознания или авторского «фундаментального экзистенциала» (М. Хайдеггер)
в художественную форму произведения. Выдвигается гипотеза, согласно которой в пространстве авторско-
го фундаментального экзистенциала (АФЭ) рождаются подлинные шедевры. Анализ ряда произведений
Г. Малера, объединённых концептом Ф. Достоевского («слезинка ребёнка»), позволяет проследить путь его
превращений в личную тему творчества как постепенный переход из одного локуса сознания (значения) в
другой (личностный смысл). Представлены и сопутствующие созданию шедевра условия, одним из которых
является совпадение формы смысла и жизненных мотивов (фактов биографии художника), которые являют-
ся основой формирования личного фундаментального экзистенциала.
Ключевые слова: шедевр, фундаментальный экзистенциал, значение, смысл, смыслообразовательный про-
цесс, Г. Малер, Ф. М. Достоевский.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Agafonov A. Yu. Smysl kak edinitsa analiza psikhicheskogo [Meaning as a Unit of Analysis of the Psychic]. Vestnik SamGU [Bulletin of the Samara State University]. 1998, No. 3 (9). URL: http://andrey-agafonov.narod.ru/books/sm.htm (06.02.2014).
3. Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1975. 496 p.
4. Bart R. Nulevaya stepen’ pis’ma [Barthes, Roland. The Zero Degree of Writing]. Frantsuzskaya semiotika: ot strukturalizma k poststrukturalizmu [French Semiotics: From Structuralism to Post-Structuralism]. Compilation and Introductory Article by G. K. Kosikov. Moscow, 2000. 533 p.
5. Devutskiy V. E. Vselenskaya misteriya 1906 goda: dukhovnaya kontseptsiya Vos’moy simfonii Gustava Malera [The Universal Mystery of 1906: the Spiritual Conception of Gustav Mahler’s Eighth Symphony]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2016, No. 2 (23), pp. 97–107.
6. Zinchenko V. P. Miry soznaniya i struktura soznaniya [The Worlds of Consciousness and the Structure of Consciousness]. URL: http://gtmarket.ru/ laboratory/expertize/582 (10.08.2015).
7. Zinchenko V. P. Mysl’ i slovo Gustava Shpeta [The Thought and Word of Gustav Schpett]. Moscow: Publishing House of the University of the Russian Academy of Education, 2000. 208 p.
8. Zinchenko V. P. Problema vneshnego i vnutrennego i stanovlenie obraza sebya i mira kak realizatsiya soznaniya [The Issue of the External and the Internal and the Formation of the Image of Oneself and the World as a Realization of Consciousness]. Mir psikhologii [The World of Psychology]. 1999, No. 1, pp. 97–104.
9. Kazantseva L. P. Soznatel’noe i bessoznatel’noe prisutstvie avtora v muzykal’nom soderzhanii: postanovka voprosa [The Conscious and the Unconscious Presence of the Author in the Musical Content: Posing the Question]. Protsessy muzykal’nogo tvorchestva: sb. tr. [The Processes of Musical Creativity. Collection of Scholarly Articles]. Gnessins’ Russian Academy of Music. Issue 185. Moscow, 2012. , pp. 6–25.
10. Leont’ev A. N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow: Mysl, Akademiya, 2005. 352 p.
11. Maler G. Pis’ma. Vospominaniya [Mahler G. Letters. Memories]. Moscow: Muzyka, 1964. 636 p.
12. Mikheyeva L. V. Gustav Maler: kratkiy ocherk zhizni i tvorchestva [Gustav Mahler: a Brief Sketch of his Life and Work]. Leningrad: Muzyka, 1972. 96 p.
13. Mozgot S. A. Priemy modelirovaniya personal’nogo prostranstva v kamerno-vokal’nykh proizvedeniyakh romantikov [Methods of Modeling the Personal Space in the Chamber and Vocal Works of the Romantics]. Muzykal’noe soderzhanie: puti issledovaniya: sb. mat. nauch. chteniy [Music Content: the Paths of Exploration. A Compilation of Materials of a Scholarly Conference]. Issue 3. Astrakhan, 2016, p. 45-57.
14. Polozov S. P. O nekotorykh svoystvakh khudozhestvennogo zamysla muzykal’nogo proizvedeniya v strukture deyatel’nosti kompozitora [On Some Properties of the Artistic Intent of a Musical Composition within the Framework of the Composer’s Activities]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka v sovremennom mire. Sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (12– 13 noyabrya 2015 goda) [Musical Art and Scholarship in the Contemporary World: A Compilation of Articles on the Materials from the International Scholarly Conference (12–13 November 2015)]. Astrakhan’, 2015, pp. 97–102.
15. Rozenschild K. K. Gustav Maler [Gustav Mahler]. Moscow: Muzyka, 1975. 207 p.
16. Knapp, Raymond. Suffering Children: Perspectives on Innocence and Vulnerability in Mahler’s Fourth Symphony. 19th-Century Music. 22/3 (Spring 1999), рр. 233–267.
17. Kennedy, Michael. Mahler. Master Musicians Series. Oxford: Oxford University Press, 2000. 256 р.
18. Hansen, Mathias. Gustav Mahler. Reclams Musikführer [Gustav Mahler. Reclam’s Musician]. Stuttgart: Reclam, 1996. 295 р.
19. Jeremy, Barham (ed.). The Cambridge Companion to Mahler. Cambridge University Press. 2007. 342 p.
20. Constantin Floros. Gustav Mahler: The Symphonies. Hal Leonard Corporation. 1993. 363 p.