Интертекстуальный замысел «Орестеи» Сергея Танеева: в поисках авторского смысла

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia V. Korolevskaya

Аннотация

Предметом анализа настоящей статьи является «авторское слово» в трилогии
Сергея Танеева «Орестея». Отталкиваясь от систематизации авторских концептуальных
высказываний в жанре оперы музыковеда Марины Раку, предполагающих точечную
вербальную локализацию в соответствии с понятием «слово», автор исследования расширяет
представление о данном феномене как явлении процессуального характера. «Слово» вызревает
на протяжении развития оперного действия и в непосредственном соприкосновении с ним
обретает своё становление. Авторское «слово» рассматривается как динамическая смысловая
структура в соответствии с понятием «смысл», категорией динамического порядка. Внимание
автора работы сосредоточено на выявлении глубинного музыкально-концептуального сюжета,
отражающего становление основной идейной установки композитора, получающей вербальное
выражение в момент «смыслового взрыва», приводящего становление авторской мысли к
полной ясности. В «Орестее» Танеева такая структура, охватывающая три части трилогии,
обретает интертекстуальную форму, отсылая к оперному творчеству Вагнера, сопрягая в
глубинном интертекстуальном «сюжете» движение от образов языческого мифа («Кольцо
нибелунга») к христианским концептам («Лоэнгрин»). Тем самым интертекстуальный, чисто
музыкальный план оперы посредством выверенной системы образных соответствий (меч
Нотунг – разящий меч убийц, Зигмунд – Орест, Валькирии – Эринии, Лоэнгрин – Аполлон)
придаёт становлению авторской концепции особую рельефность развёртывания «от мрака
к свету» и становится той призмой, сквозь которую античный сюжет обретает прочтение в
свете христианских ценностей.

Ключевые слова: «Орестея» Танеева, Вагнер, авторское слово в опере, интертекст,
смысловой взрыв.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Korolevskaya, N. V. (2019). Интертекстуальный замысел «Орестеи» Сергея Танеева: в поисках авторского смысла. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 36–45. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.036-045
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Natalia V. Korolevskaya, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Королевская Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, старший
научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований, доцент
кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Aminova G. U. The Oresteia by S. I. Taneyev: Tragedy-Mysteria and the Orthodox Christianity. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2010. No. 2, pp. 171–175. (In Russ.)
2. Bernandt G. B. S. I. Taneev: monografiya [S. I. Taneyev: Monograph]. Ed. by N. Yudenich. 2nd Edition. Moscow: Muzyka, 1983. 290 p.
3. Zinchenko V. P. Mysl' i slovo Gustava Shpeta [The Thought and Word of Gustav Shpet]. Moscow: University of the Russian Academy of Education, 2000. 208 p.
4. Korabel'nikova L. Z. Tvorchestvo S. I. Taneeva. Istoriko-stilisticheskoe issledovanie [The Musical Legacy of Sergei Taneyev. Historical-Stylistic Research]. Moscow: Muzyka, 1986. 296 p.
5. Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo, 2000. 704 p.
6. Raku M. G. «Avtorskoe slovo» v opernoy dramaturgii: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The “Author's Word” in Opera Drama: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1993. 25 p.
7. Raku M. G. «Pikovaya dama» bratiev Chaykovskikh: opyt intertekstual'nogo analiza [“The Queen of Spades” by the Tchaikovsky Brothers: An Attempt of Intertextual Analysis]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1999. No. 2, pp. 9–21.
8. Taneev S. I. Oresteya: muzykal'naya trilogiya v 3 chastyakh, 8 kartinakh po Eskhilu. Libretto A. A. Venksterna [Oresteia: A Musical Trilogy in 3 Parts, 8 Paintings by Aeschylus. Libretto by A. A. Venkstern]. Pianoforte. Moscow: Muzyka, 1970. 352 p.
9. Eskhil. Evmenidy. Perevod S. Apta [Aeschylus. The Eumenides. Translated by S. Apt]. Eskhil. Tragedii [Aeschylus. Tragedies]. Moscow: Iskusstvo, 1978. URL: http://lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil1_4.txt. (15.11.2018).
10. Yakovlev V. V. Izbrannye trudy o muzyke. T. 2. Russkie kompozitory [Selected Works on Music. Vol. 2. Russian Composers]. Editorial Board: E. Grosheva et al. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971. 458 p.
11. Knust M. Music, Drama, and Sprechgesang: About Richard Wagner’s Creative Process. 19th Century Music. 2015. Vol. 38, No. 3, pp. 219–242.