Интертекстуальный замысел «Орестеи» Сергея Танеева: в поисках авторского смысла
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Предметом анализа настоящей статьи является «авторское слово» в трилогии
Сергея Танеева «Орестея». Отталкиваясь от систематизации авторских концептуальных
высказываний в жанре оперы музыковеда Марины Раку, предполагающих точечную
вербальную локализацию в соответствии с понятием «слово», автор исследования расширяет
представление о данном феномене как явлении процессуального характера. «Слово» вызревает
на протяжении развития оперного действия и в непосредственном соприкосновении с ним
обретает своё становление. Авторское «слово» рассматривается как динамическая смысловая
структура в соответствии с понятием «смысл», категорией динамического порядка. Внимание
автора работы сосредоточено на выявлении глубинного музыкально-концептуального сюжета,
отражающего становление основной идейной установки композитора, получающей вербальное
выражение в момент «смыслового взрыва», приводящего становление авторской мысли к
полной ясности. В «Орестее» Танеева такая структура, охватывающая три части трилогии,
обретает интертекстуальную форму, отсылая к оперному творчеству Вагнера, сопрягая в
глубинном интертекстуальном «сюжете» движение от образов языческого мифа («Кольцо
нибелунга») к христианским концептам («Лоэнгрин»). Тем самым интертекстуальный, чисто
музыкальный план оперы посредством выверенной системы образных соответствий (меч
Нотунг – разящий меч убийц, Зигмунд – Орест, Валькирии – Эринии, Лоэнгрин – Аполлон)
придаёт становлению авторской концепции особую рельефность развёртывания «от мрака
к свету» и становится той призмой, сквозь которую античный сюжет обретает прочтение в
свете христианских ценностей.
Ключевые слова: «Орестея» Танеева, Вагнер, авторское слово в опере, интертекст,
смысловой взрыв.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bernandt G. B. S. I. Taneev: monografiya [S. I. Taneyev: Monograph]. Ed. by N. Yudenich. 2nd Edition. Moscow: Muzyka, 1983. 290 p.
3. Zinchenko V. P. Mysl' i slovo Gustava Shpeta [The Thought and Word of Gustav Shpet]. Moscow: University of the Russian Academy of Education, 2000. 208 p.
4. Korabel'nikova L. Z. Tvorchestvo S. I. Taneeva. Istoriko-stilisticheskoe issledovanie [The Musical Legacy of Sergei Taneyev. Historical-Stylistic Research]. Moscow: Muzyka, 1986. 296 p.
5. Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo, 2000. 704 p.
6. Raku M. G. «Avtorskoe slovo» v opernoy dramaturgii: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The “Author's Word” in Opera Drama: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1993. 25 p.
7. Raku M. G. «Pikovaya dama» bratiev Chaykovskikh: opyt intertekstual'nogo analiza [“The Queen of Spades” by the Tchaikovsky Brothers: An Attempt of Intertextual Analysis]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1999. No. 2, pp. 9–21.
8. Taneev S. I. Oresteya: muzykal'naya trilogiya v 3 chastyakh, 8 kartinakh po Eskhilu. Libretto A. A. Venksterna [Oresteia: A Musical Trilogy in 3 Parts, 8 Paintings by Aeschylus. Libretto by A. A. Venkstern]. Pianoforte. Moscow: Muzyka, 1970. 352 p.
9. Eskhil. Evmenidy. Perevod S. Apta [Aeschylus. The Eumenides. Translated by S. Apt]. Eskhil. Tragedii [Aeschylus. Tragedies]. Moscow: Iskusstvo, 1978. URL: http://lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil1_4.txt. (15.11.2018).
10. Yakovlev V. V. Izbrannye trudy o muzyke. T. 2. Russkie kompozitory [Selected Works on Music. Vol. 2. Russian Composers]. Editorial Board: E. Grosheva et al. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971. 458 p.
11. Knust M. Music, Drama, and Sprechgesang: About Richard Wagner’s Creative Process. 19th Century Music. 2015. Vol. 38, No. 3, pp. 219–242.