«Волшебная флейта»: диалог с Глюком

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia V. Korolevskaya

Аннотация

Статья посвящена интертекстуальному анализу оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, выявляющему аллюзийные связи с оперой «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка. Принцип интертекстуальности трактуется в ней как свойственный эпохе Моцарта и небезразличный самому композитору метод пародии – переосмысления чужого образца в новом художественном контексте. Пародия, как способ конструирования суверенного авторского пространства и создания зашифрованных посланий, утверждая авторскую идею сложностью организации самой смыслопорождающей структуры, позволяет приблизиться к ответу на важнейший для «Волшебной флейты» вопрос: о чём эта опера? Он не теряет актуальности ввиду неумолкающих дискуссий вокруг неоднозначности содержания произведения. Неоднократное обращение к одному и тому же источнику (связи с оперой Глюка обнаруживаются в песне на слова И. Якоби «К Хлое») позволяет усмотреть его особую значимость для Моцарта и по-новому взглянуть на отношение автора «Волшебной флейты» к своему великому предшественнику – не только антиподу в области оперной реформы, но одному из кумиров, музыка которого не раз становилась для Моцарта объектом притяжения, поводом для создания глубоких психологических откровений.

Ключевые слова: пародия, аллюзия, интертекст, Глюк, Моцарт, И. Якоби, Орфей, «Орфей и Эвридика», «Волшебная флейта», «К Хлое»

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Korolevskaya, N. V. (2015). «Волшебная флейта»: диалог с Глюком. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 120–127. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.120-127
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Natalia V. Korolevskaya, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Королевская Наталья Владимировна –
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Denisov A.V. O strukturnykh transformatsiyakh tsitaty v muzyke XX veka [About the Structural Transformations of Quotation in 20th Century Music]. URL: http://www.21israel-music.com/Tsitata_XX.htm.
2. Kirillina L. V. Orfizm i opera [Orphism and Opera]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1992, No. 4. pp. 83–94.
3. Kirillina L. V. Reformatorskie opery Glyuka [The Reformist Operas of Gluck]. Moscow: Klassika– XXI, 2006. 384 p.
4. Konen V. D. Epigraf velikoy simfonii [The Epigraph of the Great Symphony]. Muzykal’naya zhizn’ [Musical Life]. 1990, No. 13, рр. 19–20.
5. Kreynina Yu. V. Utselevshiy iz Transil’vanii: Rekviem Ligeti kak zerkalo katastrofy evreyskogo naroda [A Survivor from Transylvania: Ligeti’s Requiem as a Mirror of the Disaster of the Jewish People]. URL: http:// www.21israel-music.com/Ligeti.htm.
6. Lotman Yu. M. Semiosfera [The Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo–SPB, 2000. 704 p.
7. Lutsker P., Susidko I. Motsart i ego vremya [Mozart and His Time]. Moscow: Klassika–XXI, 2008. 624 p.
8. Orfey. Mify Drevney Gretsii [Orpheus. Myths of Ancient Greece].
URL: http://www.101mif.ru/orfey.htm.
9. Khokhlov Yu. N. Krasota i pravda vyrazheniya [The Beauty and Truth of Expression]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1992, No. 2, рр. 189– 193.
10. Chigareva E. I. Opery Motsarta v kontekste kul’tury ego vremeni. Khudozhestvennaya individual’nost’. Semantika [Mozart’s Operas in the Context of the Culture of His Time. Artistic Individuality. Semantics]. 2nd edition. Moscow: Еditorial URSS, 2001. 277 p.
11. Batley E. M. A Preface to the Magic Flute. London, 1969. 175 p.
12. Branscombe P. W.A. Mozart, die Zauberflöte. Cambridge: Cambridge University Press. 1991. 264 p.
13. Buch David J. Die Zauberflöte, Masonic Opera, and Other Fairy Tales. Acta Musicologica 76 (Kassel etc.: Bärenreiter), 2, 2004, pp. 193–219.
14. Buch David J. Mozart and the Theater auf der Wieden: New attributions and perspectives. Cambridge Opera Journal. 9, 1997, pp. 195–232.
15. Chailley Jacques. The Magic Flute Unveiled: Esoteric Symbolism in Mozart’s Masonic Opera. 1992. 368 p.
16. Heartz Daniel. From Garrick to Gluck: The Reform of Theatre and Opera in the Mid-Eighteenth Century. Proceedings of the Royal Association, 94th Sess. (1967–1968), pp. 111–127.
17. Howard Patricia. Gluck and the Birth of Modern Opera. St. Martin’s Press: NY, 1964. 118 p.
18. Chailley J. The Magic Flute unveiled: Esoteric Symbolism in Mozart᾽s Masonic Opera. New York, 1971. 368 p.
19. Weisman L. J. L᾽arbore di Diana (Preface). Martin y Soler V. L᾽arbore di Diana, dramma giocoso in due atti (Reducciones para canto y piano). Madrid: ICCMU, 2003. P. IX.