Практика ансамблевого музицирования и клавирный текст барокко

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena V. Gordeyeva

Аннотация

Каждый предмет искусства или его письменный документ связаны с определённым культурно-историче-
ским временем. Старинный клавирный текст (уртекст) барокко отражает причудливое многообразие видов
и форм музицирования, комбинирования практических ансамблевых традиций и композиторских приёмов.
Особенности музыкальной практики эпохи барокко оказали влияние на структуру и содержание клавирных
текстов. Эти традиции и приёмы запечатлелись в сольных и ансамблевых клавирных текстах в виде следу-
ющих основных признаков: присутствие в свёрнутом виде партитурной записи; отражение акустических
образов оркестровых музыкальных инструментов; диалогичность построения композиции; вариативность
развёртывания исполнительского текста. Клавирные тексты барокко зафиксировали в своей графике основ-
ные черты культуры музицирования барокко, стали своеобразным нотографическим зеркалом музицирую-
щей эпохи.

Ключевые слова: клавирный уртекст, ансамблевое музицирование, музыкальная культура барокко.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Gordeyeva, E. V. (2016). Практика ансамблевого музицирования и клавирный текст барокко. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 72–79. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.072-079
Раздел
Музыкальный текст и исполнитель
Биография автора

Elena V. Gordeyeva, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Гордеева Елена Владимировна – 
кандидат искусствоведения,
старший преподаватель кафедры фортепиано
и кафедры эстрадно-джазового исполнительства,
сотрудник Лаборатории музыкальной семантики

Библиографические ссылки

1. Arnonkur N. Moi sovremenniki: Bakh, Motsart, Monteverdi [Harnoncourt N. My Contemporaries: Bach, Mozart, Monteverdi]. Translated from the German. Moscow: Klassika-XXI, 2005. 280 p.
2. Barbye P. Venetsiya Vival’di. Muzyka i prazdniki epokhi barokko=La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques [Vivaldi’s Venice. Music and Festivities of the Baroque Period]. St. Petersburg: Ivan Limbakh’s Press, 2009. 280 p.
3. Bodki E. Interpretatsiya klavirnykh proizvedeniy I. S. Bakha [Erwin Bodky. The Interpretation of Bach’s Keyboard Works]. Translated from the English by A. E. Maikapar. Moscow: Muzyka, 1993. 389 p.
4. Bossan Ph. Lyudovik XIV, korol’-artist [Louis XIV, The King-Artist]. Moscow: Аgraf, 2002. 272 p.
5. Gordeyeva E. V. Klavirnye teksty I.-S. Bakha. Praktika muzitsirovaniya epokhi barokko i ee otrazhenie v smyslovykh strukturakh i akusticheskikh obrazakh muzykal’nogo teksta [The Clavier Music Texts of J. S. Bach: The Practice of Playing Music of the Baroque Period and its Reflection in the Semantic Structures and Acoustic Images of the Musical Text]. Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, Deutschland, 2014. 225 p.
6. Dassa F. Barokko. Аrkhitektura mezhdu 1600 i 1750 godami [Baroque. Architecture between 1600 and 1750]. Moscow: Astrel, 2004. 79 p.
7. Dokumenty zhizni i deyatel’nosti I.-S. Bakha [Documents of the Life and Activities of J. S. Bach]. Compiled by H. J. Schulze, translated from the German by V. Erokhin. Moscow: Muzyka, 1980. 384 p.
8. Druskin M. S. Sobr. soch. V 7 t. T. 1: Klavirnaya muzyka Ispanii, Аnglii, Niderlandov, Frantsii, Italii, Germanii XVI–XVIII vekov [Collected Works: in 7 Volumes. Volume 1: Clavier Music of Spain, England, the Netherlands, France, Italy and Germany of the 16th – 18th Centuries]. Editted by L. G. Kovnatskaya. St. Petersburg: Kompozitor, 2007. 752 p.
9. Dukov E. V. Kontsert v istorii zapadnoevropeyskoy kul’tury [The Concerto in the History of Western European Culture]. Moscow: Klassika-XXI, 2003. 256 p.
10. Kudryashov A. Yu. Teoriya muzykal’nogo soderzhaniya: khudozhestvennye idei evropeyskoy muzyki XVII–XX vv. [The Theory of Musical Content: the Artistic Ideas of European Music from the 17th to the 20th Century]. St. Petersburg: Lan’, 2006. 432 p.
11. Kuznetsova N. M. O nekotorykh priyomakh ispolnitel’skikh preobrazovaniy klavirnogo urteksta I. S. Bakha na primere instruktivnykh sochineniy dlya klavira [On Certain Techniques of Transformations in Performance of the Clavier Urtext Scores of J. S. Bach (on the Example of Compositions Written for Instructive Purposes)]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2, pp. 197–204.
12. Landovska V. O muzyke [Landowska W. About Music]. Translated from the English by A. E. Maikapar. Moscow: Raduga, 1991. 440 p.
13. Margulies V. I. Ob ispolnitel’skikh ukazaniyakh v klavirnoy muzyke I. S. Bakha [About the Performing Instructions in the Clavier Music of J. S. Bach]. Moscow: Sovetskaya muzyka, 1974, No. 8, pp. 68–72.
14. Melnikova N. I. Starinnoe klavirnoe ispolnitel’stvo: ucheb. posobie po kursu «Istoriya fortepiannogo iskusstva» dlya studentov fortepiannykh fakul’tetov muzykal’nykh vuzov [Historical Performance on the Clavier: Textbook for the Course of “History of the Art of Piano Performance” for Students of Piano Departments of Musical Institutions for Higher Education]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Conservatory], 2005. 98 p.
15. Morozov S. A. Iogann Sebast’yan Bakh [Johann Sebastian Bach]. Moscow: Molodaya gvardiya], 1975. 259 p.
16. Preysman E. M. Kamernyy orkestr kak yavlenie v muzykal’noy kul’ture XVII–XX vv.: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Chamber Orchestra as a Phenomenon in the Musical Culture of the 17th–20th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Novosibirsk, 2003. 48 p.
17. Saponov M. A. Iskusstvo improvizatsii. Improvizatsionnye vidy tvorchestva v zapadnoevropeyskoy muzyke Srednikh vekov i Vozrozhdeniya [The Art of Improvisation: Improvisational Types of Artistry in Western European Music of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Muzyka, 1982. 77 p.
18. Sitdikova F. B., Аlekseeva I. V. Skripichnyy tekst v sol’nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Musical Compositions of Western European Baroque Music: Research]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics, Ufa State Institute of Arts, 2015. 240 p.
19. Cyr Mary. Essays on the Performance of Baroque Music Opera and Chamber Music in France and England. Variorum collected studies series, 899. Hants, England: Ashgate, 2008. 300 p.
20. Stauffer George B. The World of Baroque Music New Perspectives. Bloomington: Indiana University Press, 2006. 150 p.