Практика ансамблевого музицирования и клавирный текст барокко
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Каждый предмет искусства или его письменный документ связаны с определённым культурно-историче-
ским временем. Старинный клавирный текст (уртекст) барокко отражает причудливое многообразие видов
и форм музицирования, комбинирования практических ансамблевых традиций и композиторских приёмов.
Особенности музыкальной практики эпохи барокко оказали влияние на структуру и содержание клавирных
текстов. Эти традиции и приёмы запечатлелись в сольных и ансамблевых клавирных текстах в виде следу-
ющих основных признаков: присутствие в свёрнутом виде партитурной записи; отражение акустических
образов оркестровых музыкальных инструментов; диалогичность построения композиции; вариативность
развёртывания исполнительского текста. Клавирные тексты барокко зафиксировали в своей графике основ-
ные черты культуры музицирования барокко, стали своеобразным нотографическим зеркалом музицирую-
щей эпохи.
Ключевые слова: клавирный уртекст, ансамблевое музицирование, музыкальная культура барокко.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Barbye P. Venetsiya Vival’di. Muzyka i prazdniki epokhi barokko=La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques [Vivaldi’s Venice. Music and Festivities of the Baroque Period]. St. Petersburg: Ivan Limbakh’s Press, 2009. 280 p.
3. Bodki E. Interpretatsiya klavirnykh proizvedeniy I. S. Bakha [Erwin Bodky. The Interpretation of Bach’s Keyboard Works]. Translated from the English by A. E. Maikapar. Moscow: Muzyka, 1993. 389 p.
4. Bossan Ph. Lyudovik XIV, korol’-artist [Louis XIV, The King-Artist]. Moscow: Аgraf, 2002. 272 p.
5. Gordeyeva E. V. Klavirnye teksty I.-S. Bakha. Praktika muzitsirovaniya epokhi barokko i ee otrazhenie v smyslovykh strukturakh i akusticheskikh obrazakh muzykal’nogo teksta [The Clavier Music Texts of J. S. Bach: The Practice of Playing Music of the Baroque Period and its Reflection in the Semantic Structures and Acoustic Images of the Musical Text]. Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, Deutschland, 2014. 225 p.
6. Dassa F. Barokko. Аrkhitektura mezhdu 1600 i 1750 godami [Baroque. Architecture between 1600 and 1750]. Moscow: Astrel, 2004. 79 p.
7. Dokumenty zhizni i deyatel’nosti I.-S. Bakha [Documents of the Life and Activities of J. S. Bach]. Compiled by H. J. Schulze, translated from the German by V. Erokhin. Moscow: Muzyka, 1980. 384 p.
8. Druskin M. S. Sobr. soch. V 7 t. T. 1: Klavirnaya muzyka Ispanii, Аnglii, Niderlandov, Frantsii, Italii, Germanii XVI–XVIII vekov [Collected Works: in 7 Volumes. Volume 1: Clavier Music of Spain, England, the Netherlands, France, Italy and Germany of the 16th – 18th Centuries]. Editted by L. G. Kovnatskaya. St. Petersburg: Kompozitor, 2007. 752 p.
9. Dukov E. V. Kontsert v istorii zapadnoevropeyskoy kul’tury [The Concerto in the History of Western European Culture]. Moscow: Klassika-XXI, 2003. 256 p.
10. Kudryashov A. Yu. Teoriya muzykal’nogo soderzhaniya: khudozhestvennye idei evropeyskoy muzyki XVII–XX vv. [The Theory of Musical Content: the Artistic Ideas of European Music from the 17th to the 20th Century]. St. Petersburg: Lan’, 2006. 432 p.
11. Kuznetsova N. M. O nekotorykh priyomakh ispolnitel’skikh preobrazovaniy klavirnogo urteksta I. S. Bakha na primere instruktivnykh sochineniy dlya klavira [On Certain Techniques of Transformations in Performance of the Clavier Urtext Scores of J. S. Bach (on the Example of Compositions Written for Instructive Purposes)]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2, pp. 197–204.
12. Landovska V. O muzyke [Landowska W. About Music]. Translated from the English by A. E. Maikapar. Moscow: Raduga, 1991. 440 p.
13. Margulies V. I. Ob ispolnitel’skikh ukazaniyakh v klavirnoy muzyke I. S. Bakha [About the Performing Instructions in the Clavier Music of J. S. Bach]. Moscow: Sovetskaya muzyka, 1974, No. 8, pp. 68–72.
14. Melnikova N. I. Starinnoe klavirnoe ispolnitel’stvo: ucheb. posobie po kursu «Istoriya fortepiannogo iskusstva» dlya studentov fortepiannykh fakul’tetov muzykal’nykh vuzov [Historical Performance on the Clavier: Textbook for the Course of “History of the Art of Piano Performance” for Students of Piano Departments of Musical Institutions for Higher Education]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Conservatory], 2005. 98 p.
15. Morozov S. A. Iogann Sebast’yan Bakh [Johann Sebastian Bach]. Moscow: Molodaya gvardiya], 1975. 259 p.
16. Preysman E. M. Kamernyy orkestr kak yavlenie v muzykal’noy kul’ture XVII–XX vv.: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Chamber Orchestra as a Phenomenon in the Musical Culture of the 17th–20th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Novosibirsk, 2003. 48 p.
17. Saponov M. A. Iskusstvo improvizatsii. Improvizatsionnye vidy tvorchestva v zapadnoevropeyskoy muzyke Srednikh vekov i Vozrozhdeniya [The Art of Improvisation: Improvisational Types of Artistry in Western European Music of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Muzyka, 1982. 77 p.
18. Sitdikova F. B., Аlekseeva I. V. Skripichnyy tekst v sol’nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Musical Compositions of Western European Baroque Music: Research]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics, Ufa State Institute of Arts, 2015. 240 p.
19. Cyr Mary. Essays on the Performance of Baroque Music Opera and Chamber Music in France and England. Variorum collected studies series, 899. Hants, England: Ashgate, 2008. 300 p.
20. Stauffer George B. The World of Baroque Music New Perspectives. Bloomington: Indiana University Press, 2006. 150 p.